Комплекс электры: причины, проявления, способы борьбы

Прафантазии

Фрейд первоначально объяснял возникновение страха кастрации у мальчика в результате подглядывания за девочками и угрозами со стороны взрослых в процессе мастурбации.

«У мальчика комплекс кастрации возникает после того, как, увидев женские гениталии, он узнал, что столь высоко ценимый им член не обязательно должен быть вместе с телом. Затем он вспоминает угрозы, которым он подвергался, занимаясь своим членом, начинает им верить и попадает с этих пор под влияние страха кастрации.»
(“Введение в психоанализ”)

Вы меня спросите, как может возникнуть кастрационный страх, если мальчик никогда не видел женских гениталий и ему никогда не грозили кастрацией? Значит, страх кастрации не носит повсеместный характер? Фрейд, судя по всему, тоже озадачивался этим вопросом и нашел для него универсальное решение, введя понятие бессознательной фантазии или прафантазии:

«Я полагаю, что эти прафантазии ‒ …являются филогенетическим достоянием. Индивид выходит в них за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени, где его собственное переживание становится слишком рудиментарным. Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия, ‒ совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией (или, вернее, кастрация) было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробелы в индивидуальной правде. У нас неоднократно возникало подозрение, что психология неврозов сохранила для нас из больше, чем все другие источники.»
(там же)

Благодаря этому фундаментальному допущению теперь оказалось неважным не только доказывать существование угрозы кастрации в индивидуальной истории пациента как причины страха кастрации, но также выявлять , отдав их на откуп прафантазиям ‒ тогда как ранее Фрейд видел в качестве причины развития невроза реальное совращение ребенка взрослым или как результат наблюдения ребенком полового акта родителей.

Причины и предпосылки развития

Комплекс Электры формируется в женской психологии не всегда. Для того чтобы он образовался, требуется наличие некоторых причин. Однако, судя по данным исследователей, даже в том случае, если они имеют место, то вовсе не обязательно, что у девочки влечение к отцу получит развитие.

Каковы же предпосылки возникновения комплекса Электры? В психологии выделяют следующие причины данного явления:

Отец мечтал о сыне, но родилась дочь. Конечно, у мужчины в этом случае возникает разочарование, которое он стремится компенсировать, проводя с девочкой все свое свободное время. Этим он привязывает к себе ребенка и выстраивает с малышкой крепкие отношения. Постепенно дочка привыкает к времяпрепровождению с отцом и все больше отвыкает от проведения досуга с матерью. Инверсия семейных ролей. Порой матери принадлежит доминирующее положение. В семье она становится основным добытчиком. Отцу же при этом приходится быть оплотом дома. В подобной ситуации отец на фоне мужественной матери выглядит зависимым и слабым

Дочь при этом возлагает на себя функцию «жены», даря своему отцу заботу и внимание. Ссоры матери и дочери

После конфликтной ситуации девочка начинает искать утешения у отца. Занятость мамы. Этот фактор также приводит к тому, что дочка проводит больше времени со своим отцом.

Многие родители даже и не подозревают о существовании такого понятия, как комплекс Электры. Тем не менее подобный синдром порой развивается у ребенка. При этом родители из-за незнания психологии просто не понимают этого. Порой они сами провоцируют развитие комплекса Электры.

Например, это происходит в том случае, когда отец умиляется, видя нежные чувства дочери, которые она проявляет к нему. Разумеется, подобное в психологии считается нормой. Ведь практически все девочки на определенном этапе своего развития чрезмерно проявляют свои чувства к близким людям. И именно от родителей будет зависеть, пройдет синдром Электры у их дочери или получит свое дальнейшее развитие. В этой ситуации отцу необходимо довести до малышки то, что он считает ее только лишь девочкой. Дамой же его сердца является мама. Разумеется, дочка при этом получит небольшую психологическую травму. Тем не менее она перейдет на следующий этап своего развития уже без комплекса Электры.

Причины появления комплекса Дианы

По теории Фрейда, сексуальность индивида формируется в детстве. Большая роль в возникновении комплексов принадлежит родителям. Воспитание девочки властной и мужеподобной приводит к бессознательному вытеснению женского начала. Причиной сексуального и психического расстройства могут быть страхи, запугивания, жестокое обращение.
Также фактором риска является воспитание в неполной семье. Девочка видит неудовлетворенную и несчастную мать, у которой не складывается личная жизнь, и подсознательно настраивает себя на отрицание женственности.
Комплекс Дианы может развиваться по причине воспитания девочки как мальчика. Такая ситуация часто наблюдается в семьях, где родители ждали мальчика. Они воспитывают маленькую девочку как будущего мужчину. В результате она стремится во всем походить на мужчин, становится мужеподобной. В ее сознании формируется ошибочное мнение, что женщины неполноценны, у них нет пениса, они более слабые.
Комплекс Дианы может возникать у девочки, отец которой является слабохарактерным и безвольным инфантилом. В таких семьях царит матриархат. Мужчина-подкаблучник ненавидит сильную женщину и поощряет в дочери мужские начала.
Может стать толчком к развитию комплекса Дианы и противоположная ситуация, когда отец семейства является тираном и деспотом, третирующим семью. В результате у девочки формируется невосприятие мужского пола, она ненавидит мужчин и подсознательно завидует им, подавляет в себе любые проявления женственности, становится замкнутой. На этом фоне у женщин могут развиваться гомосексуальные влечения к своему полу.
Культивирование в ребенке нарциссизма тоже может привести к неврозу и развитию комплекса Дианы. Родители внушают девочке, что она самая умная, красивая, способная, говорят, что все мужчины для нее недостаточно хороши. Девочка начинает гипертрофированно воспринимать значимость собственной девственности, она сознательно отказывается от сексуальных контактов с противоположным полом, потому что считает, что не сможет найти себе достойную пару.

Причины возникновения

Для того, чтобы понять суть формирования эдипова комплекса нужно обратиться к теории психоанализа. Это в психологии одно из ведущих направлений, объясняющих развитие неврозов и сексуальных отклонений у людей.

Его основатель — Зигмунд Фрейд — предположил, что развитие и совершенствование личности проходит в постоянном взаимодействии нескольких внутренних субстанций «Я» и «Сверх-Я», бессознательного (инстинктивного) и сознательного (мышления и морали). Энергетика и сила первого, в своем стремлении к получению удовольствий, может быть разрушительной и негативной, поэтому второе создает границы и «рамки» для сдерживания природного естества человека.

От благополучного разрешения этого постоянного противодействия зависит психическое здоровье человека.

В своих трудах ученый уделяет большое внимание периоду детства, в большинстве своем именно в нем господствует бессознательное, а функция контроля над поведением только формируется

Поэтому, когда просыпается первое сексуальное влечение (как желание обладать постоянным вниманием матери или отца) и любовь к родителям противоположного пола их признаки легко увидеть в поведении ребенка:

1. Привлечение внимания отца или матери любыми способами: рисование, желание общения, капризы, телесные прикосновения и т.д.

2. Гнев, ревность, обиды на родителя своего пола при желании контактировать с избранным объектом любви.

Если в этот момент развития ребенок будет «услышан» взрослыми и его потребности в «половой» любви полностью или частично удовлетворены, он «самоутверждается» в своей сексуальности и формирование его половой идентичности продолжается, а эдипов комплекс нивелируется.

При негативном восприятии дитя, его наказании или отвержении в этот период, конфликт остается неразрешимым и может сказаться на всей жизни человека. Например, глубоко «запрятанный» Эдипов комплекс может проявится уже во взрослом возрасте по отношению к своим детям и их отцу или в брачных отношениях.

Внутрипсихический конфликт и невроз

С точки зрения классического психоанализа внутрипсихический конфликт возникает между желаниями и запретами Супер-Эго, что и вызывает невроз, который развивается в , которое оказывается раздираемым противоречиями. Хотя, сам внутрипсихический конфликт – это еще не невроз. Именно образование симптома свидетельствует о неврозе. Очень наглядный пример формирования симптома в случае обсессивно-компульсивного невроза (не путайте с обсессивной личностью) привел Чарльз Бреннер:

Конечно, Супер-Эго сыграло свою роль в этом случае, но если оно допустило невротический конфликт, это означает, что Супер-Эго не вполне эффективно боролось с запретным желанием мальчика безраздельно обладать матерью и для этого убить своего отца (который, вероятно, препятствовал этому). В итоге мальчик отчаянно пытался «сохранить» жизнь отцу, компульсивно проверяя газовые краны. Но именно потому, что Супер-Эго не обладало абсолютной властью, и возник невроз как компромисс между прорвавшимися из Ид желанием и запретом Супер-Эго. Это отличает невроз от депрессивного и обсессивного расстройства, где Супер-Эго обладает абсолютной властью.

И так, как мы видим, что причиной невроза является не строгость, а, напротив, некоторая слабость Супер-Эго. Если же Супер-Эго совсем слабо, развивается антисоциальная психопатия – полная невозможность сдерживать свои агрессивные и сексуальные импульсы, которые проявляются в физическом насилии.

См. также , , , , , , , а также статью Бреннера и в частности .

продолжение следует

примечания

Работу Фрейда “ ”(Я и Оно) переводила в 1969 году, с тех пор эта работа более не переводилась на русский. Голлербах переводит понятие Фрейда Ueber-ich как Сверх -Я. Фрейд использует в этой работе также в качестве синонима к термину Ueber-ich термин Ichideal, который переводиться ей как Идеал-Я. В нашем тексе, при цитировании этой работы Фрейда, мы везде в таких случаях используем единый и понятный термин англоязычного происхождения Супер-Эго, который наиболее употребим в России сегодня.

Городничий: Ваше превосходительство! не погубите! не погубите!
Хлестаков: Что с вами?
Городничий: Там купцы жаловались вашему превосходительству. Честью уверяю, и наполовину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ. Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-Богу врет. Она сама себя высекла.

Как возникает привязанность девочки к отцу

Во многом комплекс Электры развивается по тому же алгоритму, что и Эдипов. По мере взросления (приблизительно с трех лет) девочка начинает испытывать неосознанную романтическую любовь к отцу. Она сама себе этого объяснить не может: появляется вражда к матери, дочери не нравится, что папа уделяет жене много внимания.

Пик проблемы приходится на возраст, когда дети начинают идентифицировать себя как представителей определенного пола. К семи годам у девочки комплекс Электры начинает переходить в новую фазу, когда она осознает, что у нее нет пениса. Это заставляет ее чувствовать себя неполноценной и злиться на мать из-за своего физического «недостатка».

Со временем проблемы половой идентификации притупляются. В подростковом возрасте девушка сталкивается с тем, что не может найти себе такого парня, который бы соответствовал ее ожиданиям. Главная проблема всех окружающих мальчиков в том, что они – не ее папа, и даже приблизиться не могут к придуманному идеалу.

Последствия комплекса у взрослых мужчин

В видео доктор медицинских наук, психоаналитик, профессор Борис Егоров рассматривает последствий Эдипова комплекса. Очень много мальчиков воспитываются только матерями и идет навязывание истерического типа поведения. Особенно проблема патологической привязанности к матери усугубляется если мальчик — единственный ребенок, и сын выступает как объект владения матери.

Игнорирование Эдипова комплекса ведет к трудностям во взрослом возрасте. Мужчинам сложно выстраивать отношения с противоположным полом – они ищут копию матери, но видят, что женщины ей не соответствуют. Также способствует возникновению множества мужских комплексов.

Слишком тесная связь с мамой заставляет взрослого сына отказаться от создания своей семьи. Он боится уйти от матери, продолжает жить с ней, теряя при этом достойных девушек.

Излишняя привязанность к матери отражается и на характере юноши. Он становится слабохарактерным, женственным, обидчивым и ранимым, из-за чего его игнорируют женщины. Неудачи в личной жизни ведут к обострению одиночества, замкнутости, депрессии.

Эдипов комплекс – влечение сына к матери, которое нужно контролировать и корректировать. При своевременной реакции родителей удается избежать неприятных последствий и ссор в семье.

Амбивалентность

В мифе о царе Эдипе, который Фрейд использует как символ феномена Эдипова комплекса, Эдип вступает в сексуальную связь с матерью, не зная, что она его мать, и убивает отца случайно, не зная о том, что это его отец. Это убийство происходит в соответствии с пророчеством, именно из-за которого Эдип и покидает свой дом, желая оградить от исполнения пророчества своего приемного отца, которого он считал родным. Мораль этой легенды в духе царящего в Древней Греции фатализма заключается в том, что невозможно изменить то, что предначертано богами, как ни старайся человек избегнуть своей судьбы. Фрейд видел в этом символический смысл: бессознательное не обмануть, Эдипов комплекс неотвратим. «Всем нам, быть может, суждено направить наше первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание на отца…» (“Толкование сновидений” Фрейд)

Анализу трагедии Софокла “Царь Эдип” я посвящу одну из следующих из цикла об Эдиповом комплексе, а пока я хочу только подчеркнуть, что в нормальной ситуации отец мальчика эдипова периода известен, и мальчик к нему испытывает противоречивые чувства. Иногда, когда отец препятствует безраздельному владению мальчика матерью ‒ он может его ненавидеть. Но мальчик одновременно любит своего отца и очень в нем нуждается. Также это верно и для девочек. Вот как сам Фрейд описывает такие противонаправленные чувства:

«Одна способная, очень живая девочка восьми лет, обнаружившая особенно ярко признаки этой черты детской психологии, говорит даже прямо: “Пусть мамочка умрет, папочка женится на мне, я буду его женой”. В детской жизни желание это отнюдь не исключает того, что ребенок нежно любит свою мать. Если маленький мальчик может спать с матерью, как только отец уезжает, а после его возвращения должен вернуться в детскую к няньке, которая нравится ему гораздо меньше, то у него очень легко может возникнуть желание, чтобы отец постоянно находился в отсутствии и чтобы он сам сохранил бы свое место у дорогой, милой мамы; одним из средств для достижения этого желания является, очевидно, то, чтобы отец умер, потому что ребенок знает: «мертвых», как например дедушки, никогда нет, они .»
(“Толкование сновидений”)

Этим Фрейд подчеркивает специфику «желания смерти» ребенком: для ребенка это не имеет ничего общего с настоящей смертью, потому что в этом возрасте ребенок еще не может понять, что же такое смерть, это только желание совершенно и окончательно устранить соперника. При этом, ребенок одновременно может горячо любить родителя, которого хочет устранить, и очень нуждаться в нем.

Такое существование противоположно направленных чувств Фрейд назвал амбивалентностью. Это означает, что мальчик не убивает отца не потому, что не может его убить, потому что тот сильнее, а потому что любит его, хотя и ненавидит. Так Фрейд считал первоначально:

« в психоанализе как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. Она играет определенную роль в развитии Эдипова комплекса. Маленький мальчик проявляет особый интерес к своему отцу. Он хотел бы стать и быть таким, как он, быть на его месте во всех случаях. Мы говорим с уверенностью: отец является для него идеалом. Это отношение не имеет ничего общего с пассивной или женственной установкой к отцу (и к мужчине вообще), оно является, наоборот, исключительно мужским. Оно отлично согласуется с Эдиповым комплексом, подготовке которого оно способствует.»
(“Массовая психология и анализ человеческого Я”)

То есть мальчик, подражая отцу, идентифицируется с его мужественностью, в конце концов, мужской агрессивностью, которая же потом и оборачивается против отца в расцвете Эдипова комплекса. Но отец, по-прежнему, остается идеалом для мальчика, попросту говоря, мальчик продолжает его любить.

«Ребенок замечает, что отец стоит на пути к матери; его идентификация с отцом принимает теперь враждебный оттенок и становится идентична желанию занять место отца также и у матери. Идентификация амбивалентна с самого начала, она может служить выражением нежности, равно как и желания устранить отца.»
(там же)

Бисексуальность

Фрейд следующим образом описывает формирование выбора сексуального объекта или, говоря иначе, полового предпочтения, в рамках позитивного Эдипова комплекса:

«Выбор сексуального объекта находит свое выражение обычно уже по отношению к родителям; естественное предрасположение устраивает так, что отец балует дочь, а мать ‒ сына, в то время как оба они там, где влияние их пола не омрачает чистоты их суждения, с одинаковой строгостью относятся к воспитанию детей. Ребенок замечает предпочтение и восстает против того из родителей, который противится такому баловству.»
(“Толкование сновидений ”)

Соответственно, если папа балует сына, а мать ‒ дочь, формируется противоположная ориентация, названная Фрейдом негативным Эдиповым комплексом.

Но Фрейд не удовлетворяется «просто» баловством родителей при формировании сексуальных предпочтений ребенка и идет дальше. Еще в Очерках по теории сексуальности Фрейд обосновывает возможность гомосексуального выбора или, как он выражается, инверсии, которая и создает возможность для формирования негативного Эдипова комплекса. Исходя из умозаключения, что «половое влечение, вероятно, сначала не зависит от объекта и не обязано своим возникновением его прелестям», Фрейд делает вывод «об общем бисексуальном врожденном предрасположении высших животных».

Исходя из своей «старой» идеи о бисексуальности Фрейд меняет свой взгляд на природу амбивалентности:

«Возможно, что и амбивалентность, констатированную в отношении к родителям, следовало бы безусловно отнести к бисексуальности, а не к развитию из идентификации вследствие установки соперничества, как я это .»
(“Я и Оно”)

Так Фрейд отходит от определения амбивалентности как «просто» ситуации . Этим Фрейд последовательно продолжает свою линию примата сексуальности, которую он назвал . Исходя из выше сказанного, следует сделать вывод, что если сказать: мальчик испытывает противоречивые, амбивалентные чувства к отцу, с одной стороны ненависть, а с другой любовь ‒ то под любовью теперь Фрейд понимает только сексуальную любовь, то есть либидо.

«Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный Эдипов комплекс, который является двояким ‒ позитивным и негативным, в соответствии с бисексуальностью ребенка. Например, у мальчика, не только амбивалентная установка к отцу и нежное отношение к матери, но одновременно он и ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери.»
(Там же)

Так Фрейд, исходя из природы врожденной бисексуальности, выводит понятие полного Эдипова комплекса. При этом, уже получается, что мальчик испытывает к отцу пассивно-гомосексуальные стремления: «ведет себя как девочка ‒ проявляет нежную женственную установку», ‒ а не «просто» испытывает любовь и восхищение.

Для девочек гомосексуальный выбор не оказывается конфликтным, о чем мы будем говорить в одной из следующих . Но для мальчика «любовь» к отцу вызывает новую волну (описанного в предыдущей статье), по той причине, как считает Фрейд, что это мальчика наводит на мысль, что для того, чтобы его «любил» отец, он должен лишиться пениса.

На этом этапе развития истории мальчика и девочки радикальным образом расходятся.

примечания

показывает, что желание смерти, возникающее у ребенка, не означает желание смерти во «взрослом» смысле этого слова. Это расходится с содержанием мифа об Эдипе, в котором происходит реальное убийство. В “Тотем и табу” Фрейд прямо пишет про убийство отца в строгом смысле этого слова. Поэтому, Эдипов комплекс, все же, ассоциируется с кровавыми намерениями ребенка в адрес своего родителя. Поэтому Эрих Фромм особо подчеркивает в связи с этим:

«Маленький мальчик не понимает, что значит смерть, и на самом деле он говорит: “Я хочу, чтобы папа ушел, чтобы мне досталось все твое внимание”. Сделать вывод, что сын глубоко ненавидит отца, настолько, что желает ему смерти, значит не учитывать специфики воображаемого мира ребенка и разницы между ним и взрослым.»
(“Величие и ограниченность теории Фрейда”). «, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

«, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им.»
(“Тотем и табу”.Фрейд )

Как проявляется эдипов комплекс?

Как распознать эдипов комплекс у взрослых мужчин признаки которого не всегда явно бросаются в глаза?

Если вы подозреваете, что у вас или кого-либо из знакомых есть этот комплекс, присмотритесь к поведению человека. Для определения есть несколько признаков.

8 основных признаков

1. Желание самоутвердиться за счёт жены, использование наказаний в супружеской жизни.

2. Проявления ревности к сыновьям, к отцу, к другим родственникам мужского пола.

3. Потребность в гиперопеке со стороны матери.

4. Ревность к собственным детям.

5. Нежелание заводить свою семью.

6. Выбор партнёрш намного старше себя.

7. Частое сравнение партнёрши с матерью.

8. Инфантильное «детское» поведение.

Таковы основные проявления эдипова комплекса, которые могут быть явными или завуалированными. В конце концов, не все мужчины, страдающие им, имеют жестокий и агрессивный характер. Подобное поведение встречается и у мягких натур, но они страдают сильнее от того, что не могут реализовать свои потребности. Глубоко внутри у добрых мужчин кипит ревность к отцу или сыну, которая не находит выхода, разрушая психику изнутри.

Эдипов комплекс развивается на стадии роста от трёх до семи лет. В это время ребёнок начинает проявлять интерес к своим половым органам и идентифицирует свою принадлежность к тому или ному полу. Мальчики начинают понимать, что они мальчики, девочки – что девочки, и в чём различие. Именно в этом возрасте проявляется потребность показывать свою любовь к матери или женщине, играющей её роль (мачеха, бабушка, тетя, приёмная мать).

Поскольку дети всему учатся у взрослых, то и знаки внимания они оказывают такие же, что их родители – поцелуи, объятья, поглаживания, ласки.

Имея возможность привлечь внимание матери, мальчик стремится всеми силами завладеть им в большей степени, чем отец. Даже малыш понимает, кто сильнее и поэтому стремится составить конкуренцию всеми возможными способами, в том числе, строя планы

Сын хочет стать таким же большим и сильным, как папа и вытеснить его из семьи. Если в семье здоровый психологический климат, она полная и ребёнку уделяется достаточно внимания, эти проявления трансформируются в правильное подражание отцу – малыш вырастает мужчиной в хорошем смысле этого слова, а желание конкурировать сменяется желанием подражать, брать пример. Вместо агрессии появляется уважение и любовь. Комплекс не получает шансов на развитие.

Негативный эдипов комплекс развивается в неблагополучной среде. Это происходит не только в семьях алкоголиков и наркоманов. Неполные семьи могут стать источником этого психического отклонения. Если сын с раннего возраста ощущает ответственность за мать, воспринимает её как слабую женщину, которая нуждается в поддержке и зависит от него, он автоматически занимает место мужа. Хотя отношения не переходят «в горизонтальную плоскость» половое влечение к матери неизбежно возникает.

Чем опасен комплекс?

К чему может привести эдипов комплекс? Прежде всего – к несамостоятельности подростка, которая может сохраняться и во взрослом состоянии. Вспомните «маменькиных сынков». Мать, ко всему прочему, сама может способствовать поддержанию эдипова комплекса в психике сына, излишне опекая его и лишая возможности проявлять собственную инициативу. Но этого мало. Привязываясь к «своей единственной женщине», матери, сын приобретает типично женские черты характера (точно так же, как дочь с комплексом Электры, привязанная к отцу, становится «мужественной», точнее – мужеподобной).

Далее – парень с эдиповым комплексом может испытывать трудности в общении с девушками. Здесь есть две стороны проблемы. Первая состоит в том, что робкие, «женоподобные» молодые люди, излишне привязанные к матери, у большинства девушек вызывают отторжение. Ведь мужчина должен быть сильным и смелым, это устоявшийся стереотип. Кстати, комплекс Электры у девушек аналогичного эффекта не даёт: многих мужчин притягивают жёсткие, храбрые, решительные дамы с «мужским» характером, хотя и не всегда они готовы вступить с ними в любовные отношения и создать семью. Парень-Эдип во многих случаях обречён на полное одиночество и непонимание. Вторая сторона – неспособность молодого человека адекватно оценить девушек, с которыми он сталкивается. Сознательно или подсознательно он сравнивает их с матерью и приходит к выводу, что встреченная девушка не идеальна, так как не похожа на неё. В конечном итоге он может полностью разочароваться в женщинах.

Эдипов комплекс у девочек

Все выше сказанное про идентификацию, латентный период и инфантильную амнезию также можно использовать и в описании развития девочки.
Но в формировании психики девочки есть своя специфика, радикально отличающаяся от истории формирования психики мальчика.

Как мы уже разобрали в , ребенок любого пола начинает свою жизнь с привязанности к матери. История мальчика оказывается сравнительно простой, он продолжает свою привязанность к матери в эдиповом периоде. Девочке же предстоит сменить свое предпочтение с матери на отца. Что вынуждает девочку, по мнению Фрейда, произвести такую рокировку?

Другой непростой вопрос возникает в связи с концепцией Фрейда о страхе кастрации ‒ именно в результате которого заканчивает свое существование Эдипов комплекс, формируется Супер-Эго, идентичность и наступает латентная стадия развития. Если девочка не имеет пениса, то получается, ей уже нечего терять, и страх кастрации не может быть для нее актуальным фактором развития?

примечания

Эта концепция Фрейда о , в которых запечатлен опыт предыдущих поколений, очень похожа на концепцию Юнга о коллективном бессознательном. Но нужно отдать должное, что первенство этой идеи принадлежит Фрейду, который впервые упоминает прафантазии еще в 1911 г., тогда как Юнг коллективное бессознательное ‒ только в 1916 г. Но более известной оказалась концепция Юнга о коллективном бессознательном, которую Фрейд не принял, потому что настаивал на индивидуальном характере бессознательного. Вот такая казуистика!

и его последователей ‒ это прибегать к понятиям «врожденный» или «конституциональный». По сути, «прафантазии» и «врожденные особенности» ‒ это антипсихоаналитические понятия, они помогают «втиснуть» патологию пациента в прокрустово ложе теории, не прибегая к индивидуальному анализу истории жизни пациента. Эти концепции «врожденности» в противоположность «травматизации» оказались удобным оправданием для неудавшихся анализов:

«Вопрос либо в том, что инстинкты слишком сильны и неподвластны приручению со стороны Эго (Я), либо в том, что существуют последствия ранних травм, с которыми незрелое Эго не способно справиться. Как правило, присутствует сочетание обоих факторов, конституциональных и случайных. Только если случай является преимущественно травматическим, анализ способен показать себя во всем своем блеске.»
(“Анализ конечный и бесконечный”. Фрейд)

в его классическом понимании развивается с двух с половиной лет и должен завершить свое существование к 5-ти годам. Мелани Кляйн считала, что Эдипов комплекс возникает уже в младенчестве, который кляйнианцы называют ранним Эдиповым комплексом. Кляйнианский психоаналитик Рональд Бриттон считает, что Эдипов комплекс не распадается и не изживается, как считал Фрейд, а угасает, т.е. медленно сменяет свою интенсивность, сохраняясь в течение всей жизни индивида, не только в случае невроза.

, Супер-Эго можно тоже рассматривать как комплекс.

знаменитое стихотворение Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”, то обратим внимание, что в нем просто перечисляются правила как надо хорошо себя вести, подобно заповедям Ветхого завета, но никак не объясняется необходимость поступать так, а не иначе. «, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности.»
(“Торможение, симптом, тревога”

Фрейд)

«, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Супер-Эго

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector