Причины рассеянного внимания
Содержание:
- Почему именно Центр «АКМЕ»
- Упражнения на концентрацию внимания для детей
- Лечение Нарушение активности и внимания:
- Симптомы Нарушение активности и внимания:
- Внимание и его важные параметры
- Наши невнимательные гиперактивные дети и как с ними бороться как им помочь
- Обзор
- Заблуждения относительно СДВГ
- Основные симптомы и опасности
Почему именно Центр «АКМЕ»
Неврологическое отклонение – тонкая граница разума, при нарушении которой требуется незамедлительно принять меры по её восстановлению. Стоит обратиться именно к нам по нескольким причинам:
· У наших специалистов опыт изучения подобных проблем и положительные результаты их решения.
· Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный подход, который позволяет эффективно лечить появившийся недуг.
· Наши методы диагностики позволяют выявить проблему даже на ранних стадиях ее развития.
· Мы несем ответственность за своих пациентов, и стремимся принять все возможные меры для оказания медицинской помощи.
Упражнения на концентрацию внимания для детей
Подобных упражнений существует тысячи, но важно найти то, что будет интересно ребенку. Помимо упражнений в домашних условиях, стоит попробовать различные кружки и секции
Внимание! Подразумевается вовсе не изнурение ребенка неинтересными для него занятиями, нет. Вы должны открыть перед ним разные возможности: пусть попробует себя в рисовании, конструировании, пении, танцах, других видах занятий
Цель — заинтересовать. Ведь, заинтересовавшись, малыш научится концентрироваться автоматически. И во время других занятий, вам будет достаточно попросить его вспомнить то чувство.
Пример
Помнишь, как ты внимательно лепил зайчика из соленого теста? У тебя просто отлично получилось, ведь ты старался. Помнишь, получалось не сразу, но ты приложил усилие и теперь у нас на полочке такой красивый зайчик! Давай ты попробуешь сейчас так же сосредоточиться на этой задаче? Мы немного постараемся, и узнаем, сколько морковок могут съесть 6 зайчиков.
Очень важно: не шантажируйте ребенка (если не сделаешь, то…), не злитесь, предлагайте отдых и будьте терпеливы. Кроме занятий в секциях, существуют упражнения для детей, которые можно сделать дома
Кроме занятий в секциях, существуют упражнения для детей, которые можно сделать дома.
- Найди отличия.
Старая добрая игра, две, казалось бы, одинаковые картинки, между которыми нужно найти отличия. Вы можете найти сотни подобных картинок в Интернете, есть даже целые онлайн-игры и сборники. Главное — найти интересующую ребенка тему: картинки из любимого мультфильма, любимые животные.
- Пазлы.
Лучше всего не онлайн-пазлы, а именно настоящие, ведь они полезны и для развития мелкой моторики. Не забывайте подбирать любимую тематику ребенка, чтобы было интересно.
- Словесные игры.
Они, обычно, подходят для детей школьного возраста, но некоторые подойдут и для дошкольников. Например, игра «Слово на последнюю букву»: первый игрок называет слово, второй — слово на последнюю букву предыдущего слова и так далее (кот > тапок > кора > ананас).
- Раскраски с образцом.
Раскраска, где к каждой картинке прилагается образец, которому нужно следовать. Подобные раскраски можно найти онлайн, но лучше отдать предпочтение именно бумажному варианту.
- Карточки-запоминалки.
Вам понадобятся карточки с изображением фруктов/животных/персонажей/ваш выбор (в комплекте должно быть по 2 одинаковых изображения). Разложите их лицевой стороной вниз. Предложите малышу попытаться перевернуть две карточки с одинаковым изображением. За один раз можно перевернуть только 2 карточки. Цель:ребенок автоматически пытается запомнить, какая карточка лежит на определенном месте.
Это лишь малый перечень игр, искать нужно постоянно, пока не найдете то, что ребенку будет интересно. В остальном — будьте терпеливы и внимательны, не отмахивайтесь от проблем с концентрацией и старайтесь решать их вовремя. Каждый день жизни очень важен для детского развития, не стоит его упускать.
Ольга Шилина
Преподаватель Подготовки к Школе 4-5, 5-6 лет
Воспитатель детского сада
Лечение Нарушение активности и внимания:
Медикаментозное лечение эффективно в 75-80% случаев, при правильно поставленном диагнозе. Его действие в большей степени симптоматическое. Подавление симптомов гиперактивности и нарушений внимания облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Медикаментозное лечение подчиняется нескольким принципам: эффективна только многолетняя терапия, заканчивающаяся в подростковом возрасте. Подбор препарата и дозы исходят из объективного эффекта, а не ощущений больного. Если лечение эффективно, то необходимо через определенные промежутки времени делать пробные перерывы для выяснения, может ли ребенок обходиться без препаратов. Первые перерывы желательно устраивать на каникулах, когда психологическая нагрузка на ребенка меньше.
Фармакологические вещества, применяемые для лечения этого расстройства, являются стимуляторами ЦНС. Механизм их действия до конца неизвестен. Однако психостимуляторы не только успокаивают ребенка, но и влияют на другие симптомы. Повышается способность к сосредоточению, появляются эмоциональная устойчивость, чуткость к родителям и сверстникам, налаживаются социальные отношения. Может резко улучшиться психическое развитие. В настоящее время используют амфетамины (дексамфетамин (Декседрин), метамфетамин), метилфенидат (Риталин), пемолин (Цилерт). Индивидуальная чувствительность к ним различна. Если неэффективен один из препаратов, переходят на другой. Преимущество амфетаминов — большая длительность действия и наличие пролонгированных форм. Метилфенидат обычно принимают 2-3 раза в сут., он чаще оказывает седативное действие. Промежутки между приемами обычно 2,5-6 ч. Пролонгированные формы амфетаминов принимают 1 раз в сут. Дозы психостимуляторов: метилфенидата — 10- 60 мг/сут.; метамфетамина — 5-40 мг/сут.; пемолина — 56,25-75 мг/сут. Начинают лечение обычно с низких доз с постепенным повышением. Физическая зависимость обычно не развивается. В редких случаях развития толерантности переходят на другой препарат. Не рекомендуется назначать метилфенидат детям младше 6 лет, дексамфетамин — детям младше 3 лет. Пемолин назначают при неэффективности амфетаминов и метилфенидата, однако его эффект может быть отсроченным, в течение 3-4 недель. Побочные эффекты — снижение аппетита, раздражительность, боль в эпигастрии, головная боль, бессоница. У пемолина — повышение активности печеночных ферментов, возможная желтуха. Психостимуляторы повышают ЧСС, АД. Некоторые исследования свидетельствуют об отрицательном влиянии препаратов на рост и массу тела, однако это временные нарушения.
При неэффективности психостимуляторов рекомендуют гидрохлорид имипрамина (тофранил) в дозах от 10 до 200 мг/сут.; другие антидепрессанты (дезипрамин, амфебутамон, фенелзин, флуоксетин) и некоторые нейролептики (хлорпротиксен, тиоридазин, сонапакс). Нейролептики не способствуют социальной адаптации ребенка, поэтому показания для их назначения ограничены. Их следует применять при наличии выраженной агрессивности, неуправляемости или когда другая терапия и психотерапия неэффективны.
Психотерапия
Положительного эффекта позволяет добиться психологическая помощь детям и их семьям. Целесообразна рациональная психотерапия с объяснением ребенку причин его неудач в жизни; поведенческая терапия с обучением родителей методам вознаграждения и наказания. Уменьшение психологической напряженности в семье и в школе, создание благоприятной для ребенка обстановки способствуют эффективности лечения. Однако как метод радикального лечения нарушений активности и внимания психотерапия неэффективна.
Контроль за состоянием ребенка должен устанавливаться с начала лечения и проводиться в нескольких направлениях — изучение поведения, успеваемости в школе, социальных взаимоотношений.
Симптомы Нарушение активности и внимания:
Диагностические критерии расстройства с годами несколько изменились. Симптоматика почти всегда проявляется до 5-7 лет. Средний возраст обращения к врачу 8-10 лет.
Основные проявления включают:
— Нарушения внимания
Неспособность сохранять внимание, снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, частые забывания того, что нужно сделать; повышенная отвлекаемость, возбудимость. Такие дети суетливы, неусидчивы
Еще больше внимание снижается в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно. Некоторые дети даже не могут досмотреть до конца любимые телепередачи.
— Импульсивность. В виде неряшливого выполнения школьных заданий, несмотря на усилия делать их правильно; частых выкриков с места, шумных выходок во время занятий; «влезания» в разговор или работу других; нетерпеливости в очереди; неумения проигрывать (вследствие этого частые драки с детьми). С возрастом проявления импульсивности могут меняться. В раннем возрасте это недержание мочи и кала; в школе — излишняя активность и крайняя нетерпеливость; в подростковом возрасте — хулиганские выходки и асоциальное поведение (кражи, употребление наркотиков и т.д.). Однако чем старше ребенок, тем импульсивность выраженнее и заметнее для окружающих.
— Гиперактивность. Это необязательный признак. У части детей двигательная активность может быть снижена. Однако двигательная активность качественно и количественно отличается от возрастной нормы. В дошкольном и раннем школьном возрасте такие дети непрерывно и импульсивно бегают, ползают, вскакивают, очень суетливы. К пубертату гиперактивность часто уменьшается. Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим, но у них чаще наблюдаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков.
Дополнительные признаки
- — Нарушения координации отмечаются в 50-60% в виде невозможности тонких движений (завязываний шнурков, пользования ножницами, раскрашивания, письма); нарушений равновесия, зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, катанию на велосипеде, играм с мячом).
- — Эмоциональные нарушения в виде неуравновешенности, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Отмечается запаздывание эмоционально развития.
- — Отношения с окружающими. В психическом развитии дети с нарушениями активности и внимания отстают от сверстников, но стремятся быть лидерами. Дружить с ними трудно. Это дети — экстраверты, они ищут друзей, но быстро их теряют. Поэтому они чаще общаются с более «покладистыми» младшими по возрасту. Трудно складываются отношения с взрослыми. На них не действуют ни наказания, ни ласка, ни похвала. Именно «невоспитуемость» и «плохое поведение» с точки зрения родителей и педагогов — основной повод обращения к врачам.
- — Парциальные задержки развития. Несмотря на нормальный IQ, успеваемость в школе у многих детей низкая. Причины — невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Характерны парциальные задержки развития письма, чтения, счета. Основной признак — несоответствие высокого интеллектуального уровня и плохой успеваемости в школе. Критерием парциальной задержки считается отставание навыков от должных не менее чем на 2 года. Однако необходимо исключать другие причины неуспеваемости: расстройства восприятия, психологические и социальные причины, низкий интеллект и неадекватное преподавание.
- — Поведенческие расстройства. Наблюдаются не всегда. Не у всех детей с расстройствами поведения могут быть нарушения активности и внимания.
- — Ночное недержание мочи. Расстройства засыпания и сонливость по утрам.
Нарушения активности и внимания могут быть разделены на 3 типа: с преобладанием невнимательности; с преобладанием гиперактивности; смешанный.
Внимание и его важные параметры
Одним из важнейших психологических параметров внимания является волевая направленность сознания. Мало иметь в голове намеченную цель, необходим волевой импульс для её претворения в жизнь. Однонаправленность эмоций и чувств, когда цели ничего не противоречит, провоцирует человека на тот или иной поступок
Волевое усилие позволяет удерживать внимание от начала действия до конца. Например, дочитать всю статью целиком
Воля влияет на плавное продвижение сознания сквозь мелкие цели к самой главной – приоритетной, не заостряя внимание на мелких деталях. Волевой импульс имеет и обратное воздействие на цель – подавляющее
Если цель неосуществима (или человек не видит всех вариантов её достижения), то она начинает подавляться, внимание притупляется.
Воля влияет на регуляцию нашего поведения, исключая импульсивные и социально не принятые поступки.
Воля и внимание также обуславливает механизм восприятия. Суть его в том, чтобы регулировать общий порог чувствительности в зависимости от сенсорного стимула
При волевом усилии чувствительность к определенным стимулам увеличивается, при этом подавляются все остальные стимулы. Таким образом, фокус внимания может смещаться, выделяя то одни смысловые фигуры в пространстве, то другие. Это хорошо видно на примере известного двойственного рисунка: на нем то воспринимается изображение молодой девушки, то, при смещении фокуса, образ старухи.
Важными характеристиками внимания являются – устойчивость и концентрация.
Устойчивость внимания — это время удержания объекта в поле сознания. Оно зависит от таких психологических факторов, как заинтересованность в информации, эмоциональный настрой, окружающий шум. К физиологическим факторам относят общее состояние организма. На устойчивость внимания имеет влияние присоединение к информации не одного сенсорного стимула, а несколько – сочетание звука и света.
Концентрация внимания – это насколько сильным является стимул, на который направлено внимание. При хорошей сосредоточенности на определенном действии (практическом или умственном), ум способен детализировать объект и проникать в его суть
В этом процессе отключаются посторонние стимулы и шум, исключаются пересечения разнородной информации, не имеющей отношение к поставленной задачи.
Наши невнимательные гиперактивные дети и как с ними бороться как им помочь
Итак, мы убедились, что корень проблем — именно трудности с концентрацией внимания. Теперь пришло время разобраться в том, как же помочь ребенку концентрироваться лучше. Рассмотрим основные причины проблем с концентрацией у детей.
Почему могут возникать проблемы с концентрацией?
- Вы слишком давите, ребенок перегружен, у него не хватает ресурсов для сосредоточения.
- Занятие, на котором вы требуете сосредоточится, ему неинтересно.
- Неправильно выстроенные взаимоотношения между ребенком и родителем. Возможно, вы выбрали неверный подход, недостаточно слушаете или говорите.
- У ребенка не хватает мотивации, он не понимает, зачем нужно сосредоточиться на занятии.
- Слабое здоровье — утомляемость, плохое самочувствие.
- Индивидуальные особенности, требуется другой подход.
- Завышенные требования, — возможно, никакой проблемы нет, и вы просто требуете от ребенка навыков и усилий, которые не соответствуют его возрасту.
Прежде чем приступить к способами борьбы с невнимательностью, вам нужно точно определить эти причины. Для этого, в большинстве случаев, не нужны ни анализы, ни врачи, ни специальные пособия. Лучший инструмент для взаимодействия с ребенком — разговор.
Вам помогут 6 простых вопросов.
- Ты не хочешь этого делать? Расскажи, почему?
- Как ты думаешь, почему у тебя не получается?
- Что именно тебе мешает?
- Чем я могу помочь тебе?
- Тебе это не интересно? Расскажи, почему? А что будет интереснее?
- Давай попробуем делать это иначе? У тебя есть идеи, как тебе будет проще?
Если вы выстроите с ребенком доверительные отношения, и он ответит вам честно и искренне, а вы сумеете выслушать, картина быстро станет ясна. Когда вы понимаете, что именно мешает вашему малышу, победить проблему будет гораздо проще.
Не получается выстроит диалог, или вы не понимаете, что делать с полученной информацией? Стоит посоветоваться с детским психологом, обсудить проблему с преподавателями. Все понятно? Тогда на помощь придут специальные упражнения для детей, направленные на улучшение концентрации внимания.
Обзор
Синдром хронической усталости (СХУ) вызывает упадок сил, постоянное изнеможение, сказывающееся на качестве жизни и не проходящее после сна или отдыха.
Это состояние раньше имело и другие названия, например, миалгический энцефаломиелит (МЭ), миалгическая энцефалопатия, нервная астения и прочие.
Синдром хронической усталости — это состояние, приводящее к длительному снижению трудоспособности, которое с годами может усугубляться. По статистике только у 17-64% больных происходит постепенное улучшение самочувствия, в 10-20% случаев, напротив, упадок сил и энергии прогрессирует. Полное выздоровление возможно приблизительно в 10% случаев, чаще у детей и подростков.
СХУ может развиться у любого человека, хотя чаще встречается у женщин. Как правило, болезнь проявляется в возрасте 20–45 лет. Встречается СХУ и у детей, обычно в возрасте 13–15 лет.
В большинстве случаев симптомы проявляются в легкой или умеренной форме, но примерно у 25% людей симптомы СХУ — тяжелые. Существуют следующие критерии тяжести заболевания:
- Легкие симптомы: человек в состоянии сам ухаживать за собой, но иногда ему нужно взять выходной, чтобы отдохнуть.
- Умеренные симптомы: способность передвигаться может быть ограничена, также могут наблюдаться различные симптомы. Может быть нарушен режим сна, иногда человеку приходится спать во второй половине дня.
- Тяжелые симптомы: человек в состоянии выполнять минимальное количество дел, например, чистить зубы, но его способность передвигаться сильно ограничена. Также могут быть проблемы с концентрацией внимания.
Причины хронической усталости до конца не ясны. Существует несколько теорий её происхождения:
- вирусная инфекция;
- нарушения работы иммунной системы;
- гормональный дисбаланс;
- психологические нарушения, например, стресс или эмоциональная травма.
Заблуждения относительно СДВГ
В нашей стране взрослых с подтвержденным диагнозом СДВГ не так уж и много. Это объясняется тем, что за специализированной помощью обращаются лишь единицы людей, имеющих подобное расстройство. У нас попросту не принято ходить к психотерапевтам, психологам, и тем более к психиатрам. А вот на западе дело обстоит по-другому. Диагноз СДВГ в свое время был поставлен многим знаменитостям, которые на своем примере показывают, что данное расстройство не приговор. Синдромом дефицита внимания страдает Джим Керри, Перис Хилтон, Джастин Тимберлейк, Аврил Лавин и многие другие мировые звезды кино и эстрады. Они открыто говорят о своих проблемах, помогая тем самым обычным людям поверить в себя и начать менять свою жизнь к лучшему.
Поэтому не стоит верить заблуждению, что СДВГ – это просто «модный» диагноз, который оправдывает плохое воспитание и педагогическую запущенность. Первые научные труды, посвященные СДВГ, увидели свет еще в начале прошлого века. Существуют и другие мифы относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности, приведем некоторые из них:
- диагноз СДВГ ставят практически всем детям, которые излишне подвижны и активны. На самом деле, это расстройство встречается не так уж часто. Примерно 6% населения сталкиваются с подобным расстройством, и только треть из них получает необходимое лечение. Большую часть гиперактивных детей не лечат вообще, особенно это касается девочек;
- синдром дефицита внимания является болезнью гиперактивных мальчишек. Но это далеко не так, в большинстве случаев у пациентов с синдромом дефицита внимания гиперактивность отсутствует. Таких людей просто считают ленивыми и глупыми. Синдром очень распространен среди девочек и женщин, но, согласно статистике, его чаще диагностируют у представителей сильного пола;
- эту болезнь придумали американцы, склонные к поиску простых решений из сложных ситуаций. Синдром встречается практически во всех странах, но не везде это расстройство достаточно изучено;
- главная причина СДВГ – это плохие учителя, родители и отсутствие жесткости в воспитании. Семья и ближайшее окружение может сказаться на состоянии человека с СДВГ, но основной причиной расстройства являются генетические особенности или органические изменения в головном мозгу. В этом случае даже самые опытные учителя и любящие родители редко могут повлиять на поведение ребенка;
- люди с СДВГ прикладывают мало усилий для решения своих проблем, и поэтому не стоит их оправдывать. Исследования на томографах позволили сделать вывод, что чем больше человек с этим синдромом старается, тем больше ухудшается его состояние. При попытке сосредоточится на выполнении какого-либо задания, у пациента попросту отключается лобная кора мозга.
Но самым опасным является заблуждение о том, что дети с СДВГ перерастают эту патологию, и после 12-14 лет все симптомы исчезнут. Современные исследования показали, что проявления синдрома дефицита внимания сохраняются во взрослой жизни более чем у половины всех детей, страдающих этим расстройством.
Такое большое количество мифов и заблуждений относительно СДВГ объясняются тем, что страдающие им дети и взрослые выглядят вполне нормально, они способны справляться с элементарными обязанностями. Синдром, хоть и осложняет жизнь человека, но все же не делает его тяжелобольным. Взрослые приспосабливаются к своей патологии настолько хорошо, что способны ввести в заблуждение даже самых опытных врачей. В большинстве случаев выявить отклонения можно только после тщательного компьютерного исследования головного мозга пациента.
Основные симптомы и опасности
Нарушение памяти
Под нарушением памяти подразумевается невозможность сохранения и корректной обработки информации. Человек может перестать запоминать важные даты, события, лица близких людей и перестать ориентироваться в знакомом пространстве. Это явление может иметь как кратковременный, так и постоянный характер. При первых симптомах требуется обратиться к опытному неврологу, т.к в противном случае, неврологическое расстройство может перерасти в хроническую форму и негативно сказаться на качестве жизни.
Нарушение внимания
Под вниманием подразумевается возможность личности сосредоточиться на определенных факторах. О нарушении этой функции сигнализируют несколько симптомов:. · Человек становится рассеянным
Он быстро устает и длительное мнение не может вникнуть в суть поставленной задачи
· Человек становится рассеянным. Он быстро устает и длительное мнение не может вникнуть в суть поставленной задачи.
· Внимание быстро переключается с одного объекта на другой или, напротив, человек не в состоянии переключить свое внимание в течение длительного времени. Самым опасным последствием данного состояния является полное отсутствие концентрации, при которой у человека пропадает способность адекватно воспринимать и улавливать информацию
Самым опасным последствием данного состояния является полное отсутствие концентрации, при которой у человека пропадает способность адекватно воспринимать и улавливать информацию.
Нарушение мышления
Под мышлением подразумевается способность мозга обрабатывать информацию. Самыми очевидными признаками нарушения являются:
· бессвязная и скачкообразная речь;
· потеря ориентации в пространстве;
· пониженный уровень мышления.
Негативное последствие заключается в том, что человек не может самостоятельно существовать в обществе без поддержки других людей.
При появлении первичных симптомов нарушения памяти, мышления и внимания следует обратиться к неврологу. Он поможет выявить причину появления отклонения и подобрать комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление важных функций.
Встречаются случаи одновременного нарушения памяти, мышления и внимания. Это очень опасная симптоматика, которая может стать предвестником нарушения мозгового кровообращения, в связи с чем рекомендуется внимательно отнестись к своему здоровью. При появлении первичных симптомов неврологического расстройства требуется обратиться к опытному специалисту.