Дислексия

способы устранения, основные приёмы и методы работы, методика Дейвиса

Симптомы дислексии

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так.

При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  • имеют широкий кругозор;
  • любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  • имеют отличное воображение;
  • обладают развитой интуицией;
  • могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Дислексия у взрослых

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Исследование дислексии

Первые описания данного нарушения встречаются в немецкоязычной медицинской литературе конца XIX века. В ней зафиксированы случаи проблем с обучением детей из состоятельных семей, посещающих обычные школы. Нарушению присвоили неврологический характер и выявили его семейные разновидности.

В ранних работах встречаются различные наименования дислексии, в том числе такое известное, как «врожденная словесная слепота». Впервые термин «дислексия» ввел ученый из США Самуэль Ортон, активно использовавший его в своих научных работах в начале XX века. Также Ортон был первым, кто провел популяционные исследования в штате Айова с целью выявления частоты нарушения. Все его предшественники описывали лишь единичные случаи встречающейся им дислексии.

Исследование дислексии в России тесно связано с советской психологией. Изучением данного нарушения занимались ученики Льва Выготского, известного психолога, работающего с лингвистами. Так, советский педагог и психолог Роза Левина, принадлежащая школе Л. С. Выготского, в своей диссертации использовала термин «дислексия» и утверждала, что данное расстройство возникает в результате несформированности представления о фонетическом строе родного языка. В качестве варианта коррекции дислексии Роза Левина предложила создать систему логопедии на государственном уровне.

Специалисты занимались с детьми, имеющими проблемы фонематических репрезентаций (данные проблемы могут обнаруживаться у детей до того, как они начнут учиться читать). Целью таких логопедических занятий было выправление фонетических репрезентаций языка. Как только это происходило, и ребенок осваивал декодирование письменных символов, чтение становилось уже не такой трудной задачей. Ребенок умел соотносить буквы со звуками и озвучивать слова, в результате у него получалась удовлетворительная работа с текстом.

Понятие дислексии подразумевает проблемы с чтением отдельно взятых слов. Однако, когда дело доходит до чтения текста, нужно понимать также смысл прочитанного, улавливать суть содержания. Как только ребенок начинает читать текст, перед ним остро встает проблема морфологии: нужно уметь интерпретировать приставки, суффиксы, окончания, выделять основу слова. Помимо этого, необходимо понять смысл прочитанного, выявить главных героев, разобраться с объектами и предметами. Однако нарушение этих процессов не является дислексией – нарушение способности понимать прочитанное относится к другому типу расстройств чтения. При этом с дислексией у него прослеживается взаимосвязь: единичные случаи нарушения понимания слова при дислексии способствуют проблемам с пониманием общего смысла текста.

На специальную диагностику, как правило, отправляются дети, испытывающие сложности при декодировании слов или при осмыслении прочитанного текста. Нередко в общеобразовательных школах на это предпочитают не обращать внимания, так как фиксируют лишь скорость чтения. В результате ученику сложно дается и чтение и, к примеру, математика, поскольку он просто не успевает понять задание.

Общее понятие о дислексии

Что это за болезнь?

Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.

Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.

Дисграфия и дислексия – тесно связанные понятия в психоневрологии. Первое расстройство связано с ошибками при письме, а второе – с нарушением чтения. От 5 до 15 процентов людей на Земле страдают этими заболеваниями. Подобная проблема есть у знаменитых актеров Орландо Блума, Киану Ривза.

Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.

Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке

Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер

Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.

У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна. В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.

Медики выделяют и другие причины патологии:

  • сверхактивность правого мозгового полушария;
  • ЧМТ;
  • серьезные инфекции;
  • тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
  • употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.

Особую роль играют социальные факторы. Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.

Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:

  • черепно-мозговая травма в детстве;
  • ДЦП;
  • асоциальный образ жизни.

Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.

Симптомы дислексии

В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности. Визуальные проявления:

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

«Детям не хватает воздуха!»

Мария Пиотровская — внучка востоковеда Бориса Пиотровского, дочь востоковеда и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Она и сама получила диплом арабиста, но дважды круто изменила жизнь: сначала ушла в банк, потом — в благотворительность: у ее дочери тоже дислексия.

— Школьные учителя ничего не понимали. Дочка читала медленно — заставляли читать чаще. Это вызывало у нее только головную боль, раздражение и нежелание читать вообще.

В Евросоюзе тетради детей с дислексией помечают специальными наклейками, чтобы проверять их письменные работы по-другому. Российское образование таких детей игнорирует. В идеальном мире все дети попадают к логопеду на диагностирование, а в каждой начальной школе работает дефектолог, нейропсихолог и логопед. В реальности обеспечить полный набор могут только частные школы.

В 2016 году Мария Пиотровская основала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Ее участники хотят добиться того, чтобы всех детей при поступлении в школу проверяли на дислексию.

— В России есть замечательные специалисты по дислексии, — говорит Пиотровская. — Они провели много исследований и предложили несколько решений, но на практике, увы, мы так и не смогли найти площадок, где бы их разработки применялись.

Пиотровская уверена: в каждом регионе нужны специальные центры, где детям с трудностями в обучении помогут решить их проблемы, а учителей и логопедов научат работать с такими детьми. Ассоциация ведет переговоры сразу с несколькими регионами, но пока откликнулась только Чечня: местные учителя, логопеды и школьные психологи прослушали курс повышения квалификации в Грозном. Сейчас там каждый ребенок поступает в школу с заключением логопеда и психолога, затем специалисты снова проверяют его каждые полгода, а во втором классе делают итоговое заключение.

— Эти заключения нужны, чтобы учитель понимал, что у ребенка есть особенности развития. Что никакой он не дурак и что это не проблемы воспитания, — объясняет Маликат Маздаева, логопед одной из детских поликлиник Грозного.

Раньше логопедические заключения выдавали по всей стране. Потом многие региональные фонды ОМС сократили или полностью прекратили финансирование логопедов. Хотя ситуация становится только хуже.

— Число детей с проблемами в обучении растет во всех странах, — объясняет профессор Татьяна Ахутина, заведующая лабораторией нейропсихологии на факультете психологии МГУ и попечитель Ассоциации. — Учителя с этим не справляются. Бессмысленно говорить им, что они должны лучше учить — нужна специфическая помощь. Чем раньше ребенок начнет работать над проблемой, тем быстрее он ее преодолеет. Если заниматься два раза в неделю и делать специальные задания, можно скорректировать дислексию за восемь-девять месяцев.

Основные причины трудностей в обучении — генетическая предрасположенность, проблемы внутриутробного развития, неврологические патологии, стрессы, плохая экология и чрезмерная нагрузка. Мода на раннее образование — это для детей скорее плохо, чем хорошо, считает старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии в МГУ Екатерина Матвеева.

— Приходит на прием к неврологу ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Он ходит в садик Монтессори, на танцы, в бассейн и театральную студию, а по выходным в Пушкинском музее замечательная программа для детей. Свободное время у ребенка начинается после шести вечера. Мама жалуется, что в шесть часов вечера что-то он не очень спокойно сидит за столиком и не хочет делать аппликацию. Дети перегружены: школа, кружки, секции, занятия с репетиторами. Стоит только чуть-чуть разгрузить ребенка, дать ему воздухом подышать, у него и чтение автоматизируется, и математика улучшается. Детям не хватает воздуха!

— Стандартную школьную нагрузку на период интенсивной коррекции надо снизить обязательно, — согласна Светлана Дорофеева. — Детям с дислексией вредно «просто переписывать» тексты. Им вредно создавать условия, в которых они снова и снова сделают ошибки. Но не заниматься с ними все равно нельзя, потому что они на многое способны. Лучше всего, если упражнения будут посильными, но в зоне ближайшего развития

Не отчаивайтесь и верьте в ребенка, это важно! Мотивируйте, поддерживайте, направляйте. Любите его искренне, всегда и любым

Очень важно бережно относиться, поддерживать ровное, хорошее эмоциональное состояние. Нельзя ребенка две недели тренировать, а потом наорать на него — все рухнет. В первую очередь снимите с него претензии. Поймите: ему нужна помощь.

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии

Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, обогащают словарный запас и улучшают навык чтения:

  • Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
  • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
  • Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
  • Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
  • Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
  • По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
  • Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
  • Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
  • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
  • Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
  • Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
  • Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
  • Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.

Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах

А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь

Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!

Определение дислексии и проявления дислексии

Если приложить к книжной странице зеркало и попробовать прочитать текст, то можно примерно понять, что видят страдающие дислексией вместо обычных строчек. Они не больны, их развитие в норме, просто иначе воспринимают привычные нам символы. Мама дислексика Ксения Букша делится своими наблюдениями о том, как распознать дислексию, отделить ее от иных особенностей развития и как помочь своему ребенку с ней бороться.

Термин «дислексия» был введен в оборот офтальмологом Рудольфом Берлином 130 лет назад

Именно Берлин обратил внимание на нарушение, мешающее человеку с нормально развитым интеллектом и хорошим зрением овладеть навыками чтения и письма (частично или полностью). Похожие случаи описаны в практике многих докторов: взрослый или подросток при абсолютно нормальных физических и интеллектуальных данных, будто бы имеет какую – то «словесную слепоту»

Он не в состоянии обучиться чтению, несмотря на все прилагаемые к этому усилия.

Впервые систематизацией случаев проявления дислексии и исследованием этого расстройства занялся невропатолог Самуэль Ортон в 1925 году. И по сей день не утихают споры о причинах возникновения дислексии: единого мнения о предпосылках к появлению данного нарушения пока не сформировано. И лишь в одном утверждении сходятся исследователи – дислексия (также, как и дисграфия) не является болезнью. Основополагающим для данного расстройства являются специфические нейробиологические отличия, которые имеют расхождение с «условной нормой». Эти особенности, с высокой долей вероятности, являются наследственными. Дислексию, как правило, связывают с нарушением связей между полушариями мозга.

У дислексика наблюдаются сложность в пространственном ориентировании, что затрудняет восприятие буквенных символов, слов, предложений и текста. Страдающие дислексией при чтении могут «менять местами» буквы, слоги и слова, в связи с чем человеку, имеющему данный тип расстройства, приходится тратить дополнительные усилия на расшифровку и осмысление прочитанного. Существенно осложняет жизнь дислексику и дисграфия. Чтобы почувствовать суть трудностей при дислексии достаточно попробовать написать, что – либо левой рукой (если вы правша), прочитать текст в зеркальном отражении или же попытаться сделать перевернутую надпись.

Диагностика

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на, казалось бы, обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает, и сравнивается с тем, как читают дети его возраста

Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Комплекс упражнений для исправления дислексии подбирается индивидуально. Нужно учитывать причину дефекта речи, тяжесть патологии и сопутствующие заболевания.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения по преодолению дислексии развивают способность воспринимать и различать звуки. Таким образом корректируются дефекты звукопроизношения, развиваются правильные фонематические процессы. Маленьким детям дают послушать звуки природы: он должен угадать, кто издает этот звук. Такие же задания можно давать с бытовыми звуками.

Другое упражнение — наполнить несколько коробок мелкими предметами, при этом коробки должны быть парными: пуговицы-пуговицы, монеты-монеты. Ребенок должен на слух найти нужную пару.

Следующие упражнения для преодоления дислексии: произношение одного звука громко и тихо, медленно и быстро, отрывисто и слитно; поиск пары картинок с похожим звучанием (зуб и суп, гайка и галка), закончить стихи, подбирая рифму; повторять слоги с одинаковым гласным (ка-па-та).

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Эти упражнения для преодоления дислексии помогают развить речевой аппарат и голос. Применяется артикуляционная гимнастика:

  1. Сначала выполняют разминку, делая глубокий вдох и выдох, задерживая дыхание, затем неполный выдох;
  2. Малышу предлагают имитировать звуки, которые издают животные: летит муха — «з-з», кошка мурчит — «мрррр»;
  3. Сделать глубокий вдох и на выдохе прочитать все согласные буквы в строке из книги;
  4. Прочитать чистоговорки «чи-чи-чи — потеряли мы мячи», затем наборы слов «арба – арфа», «дверь — червь — зверь», постепенно наращивая громкость голоса и темп;
  5. Читать скороговорки или пословицы.

Упражнения по формированию мелкой моторики

Упражнения показаны для коррекции тактильной дислексии. Тренировка мелкой моторики рук повышает способность тактильно воспринимать предмет, различать их, развивает пространственные представления, повышает работоспособность головного мозга.

Наиболее эффективные пальчиковая гимнастика. Для маленьких детей подойдут занятия в форме игры, например, «Сорока-белобока» или «Ягоды». Старшим детям можно выполнить обычную гимнастику и массаж пальцев. В плане развития мелкой моторики вас выручат лепка, рисование, а также различные шнуровки, конструкторы, пазлы.

Полезно давать ребенку поиграть в разными по размеру, фактуре, материалу предметами. Вы можете рассыпать разные крупы, разложить игрушки. Ребенку будет интересно перебирать эти предметы. Старшим детям усложните задание и спрячьте в крупе предметы: пусть он на ощупь определит, что это за предмет и из чего он сделан.

Упражнения на совершенствование зрительного восприятия

Эти упражнения при оптической дислексии помогают выработать навыки правильного чтения путем развития зрительно-пространственных представлений, анализа и синтеза. Пример такого упражнения: найти лишнюю букву в ряде А-В-О-Ы-Е, лишний слог в ряде РА-МЕ-ЛА-ДА, найти общее в паре МЫЛО-МИЛО, МЕЛ-МЕЛЬ.

Дальше задания усложняются. Например, переместить букву в правильное место: ЛОСТ-СТОЛ. Когда ученик справится с этим, предлагаются целые предложения с такими неправильными словами.

Упражнения при аграмматической дислексии

Эти упражнения для коррекции дислексия у школьников позволяют развить грамматический строй речи, обогащают словарный запас. Детям предлагают составить словосочетания из предложенных слов, склонять слова, согласовывая их число, род, падеж. В дальнейшем задания усложняются: нужно составлять целые предложения из предложенного набора слов, составлять связный рассказ по картинке, вставлять пропущенное слово в предложение.

Методика Дэйвиса

Автор методики по устранению дислексии, Рональд Д. Дейвис, придерживался мнения, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, слуха и зрения. Следовательно, для преодоления дислексии им нужно развить навык контроля дезориентации и устранить причины этого явления.

Контроль дезориентации достигается обучением приемам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он дезориентирован. Это осмысление происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, и анализирует, делает вывод. Школьник начинает осознавать себя в пространстве, а в дальнейшем начнет адекватно воспринимать буквы и слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector