Электроэнцефалограмма — что это, как и когда ее делают
Содержание:
- Что показывает электроэнцефалография головного мозга?
- Методика исследования
- Как работает психотерапевт
- Подготовка детей к проведению ЭЭГ
- Аппаратная диагностика в психиатрии
- Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП). Исследование слуховых нервов
- Сон
- Что такое электрическая активность мозга
- Соматосенсорные вызванные потенциалы / Исследование ССВП
- Противопоказания
- Как проводят ЭЭГ
- Зрительные вызванные потенциалы. Зрительные вызванные потенциалы при рассеянном склерозе. Зрительные вызванные потенциалы у детей
- Общая информация об исследовании вызванных потенциалов>
- Противопоказания к проведению ЭЭГ мониторинга
- Пробы
- Историческая справка
Что показывает электроэнцефалография головного мозга?
Электроэнцефалограмма, как метод исследования, исторически использовался во многих клинических ситуациях. По разнице получаемых сигналов, по превалирующим ритмам мозга определяли очаговые образования мозга. Также некоторые невротические состояния, ДЦП и другие пороки развития имеют свои особенности, проявляющиеся на ЭЭГ. Однако в современной медицине у неврологии осталась малая ниша показаний. ЭЭГ используют для диагностики эпилепсии, также, гораздо реже, ЭЭГ показана для диагностики редких заболеваний, например, спонгиоморфных энцефалопатий (в частности, болезни Крейтцфельдта-Якоба). Также исследование может служить методом оценки эффективности проводимой противосудорожной терапии.
ЭЭГ показывает организованность и превалирование ритмов мозга, позволяет обнаруживать патологические ритмы и феномены. Наличие патологических элементов, разница ритмов и их дезорганизованность по различным отведениям, может указывать на дисфункцию различных отделов мозга. Также эпилептиформные феномены позволяют диагностировать эпилепсию. Абсолютно достоверным считается такой диагноз, при котором во время записи исследования был зафиксирован приступ эпилепсии, имеющий свои характерные особенности на пленке.
Методика исследования
Диагностика головного мозга проводится в приспособленном кабинете. Обследуемый располагается на кушетке либо садится в удобное кресло. Предварительно надевается специальный шлем с сетью встроенных электродов. Во время исследования доктор может находиться рядом с пациентом либо за пределами комнаты.
Перед проведением исследования оценивают степень технических погрешностей, доктор предлагает человеку пару раз открыть и закрыть свои глаза. На 1-м этапе записывают ЭЭГ покоя
Важно исключить какие-либо движения в течение времени, отведенного для диагностики
На 2 этапе фиксируют реакции мозга при воздействии стрессовых ситуаций. Для данной цели проводят следующие провокационные испытания, которые могут вызвать усиление электрической активности головного мозга:
- Гипервентиляционные пробы. Врач-диагност предлагает пациенту дышать как можно глубже 3-4 минуты.
- Ритмичная фотостимуляция. Оценивают, как головной мозг реагирует на вспышки яркого света. В испытании используют стробический эффект, когда лампа мигает примерно 20 раз в одну секунду.
ЭЭГ – совершенно безболезненный, быстрый, эффективный и безопасный метод. Сразу после проведения электроэнцефалографии пациент может возобновить прием медикаментов, отмененных перед диагностикой.
Как работает психотерапевт
Методы работы психотерапевта зависят от того, представителем какой школы он является.
- Психоанализ. Психоаналитик работает с бессознательным человека. Он помогает ему понять свои бессознательные установки, которые мешают в жизни. Специалист осуществляет этот процесс при помощи специальных методик, например, свободных ассоциаций. Пациент проговаривает все мысли, которые роятся у него в голове, а специалист анализирует их и пытается найти подводные камни.
- Аналитическая психология. Психотерапевт работает с клиентом посредством символов, образов, ассоциаций.
- Психодрама. Врач с клиентом обыгрывают ситуацию, в ходе чего человек получает возможность совершить те действия, которые он не может сделать в реальной жизни, пережить эмоции, противостоять личностным конфликтам.
- Гештальт-терапия. Врач помогает осознать человеку собственное «Я» и жить в согласии с собой.
- Экзистенциальная терапия. В процессе беседы к клиенту приходит понимание своих жизненных позиций, он учится быть в гармонии с жизнью, несмотря на все неурядицы.
- Нейролингвистическое программирование. Пациента обучают определенным стратегиям поведения, в ходе которых он анализирует прошлые поступки и учится вырабатывать новые правила поведения.
- Когнитивно-поведенческая терапия;
- транзактный анализ;
- эриксоновский гипноз;
- клиент-центрированная терапия;
- телесно-ориентированная терапия и т.д.
Каждое из этих направлений подразумевает использование определенного способа воздействия на клиента.
Главный инструмент психотерапевта – это беседа. Она выполняет сразу несколько функций.
С ее помощью психотерапевт устанавливает контакт со своим подопечным, собирает сведения и проводит диагностику. Нередко люди обращаются к специалисту со своим, четко сформулированным пониманием проблемы. Задача врача — во время беседы и сбора анамнеза выяснить их и объяснить человеку реальное положение вещей.
Психотерапевтическая беседа позволяет оценивать успешность проведения терапии и подытожить ее результат.
Все это – общие аспекты, которые дают возможность осуществлять беседу при любом виде психотерапии. Но в ряде направлений она является главным методом психотерапевтического воздействия. К таковым, например, относят психоанализ и клиент-центрированную терапию.
Гипноз – еще один метод воздействия психотерапевта, который подавляет волю клиента и увеличивает степень его внушаемости. С его помощью можно избавить человека от фобии, наладить сон, снять тревожность. Но, в большинстве случаев, он устраняет симптомы, а не причину, из-за чего область его применения достаточно ограничена.
Кодирование также представляет собой способ внушения, который позволяет психотерапевту избавлять человека от всякого рода зависимостей.
Среди других способов воздействия врача на личность пациента выделяют НЛП, ролевые игры, танец, арт-терапию и т.д.
Психотерапевт может работать с разными категориями клиентов. Так, выделяют индивидуального терапевта, который работает с одним клиентом, а также группового и семейного.
Групповой психотерапевт, как несложно догадаться, работает с целой группой клиентов. При этом на сеансах он может выступать в разных ролях. Самые распространенные из них – это:
- лидер, когда терапевт доминирует над участниками процесса. Направляет их, дает оценку поступкам, выражает поддержку или критикует;
- аналитик – пассивная позиция. На первый взгляд, терапевт находится в стороне и позволяет группе вести себя и говорить то, что хочется. В ходе процесса он анализирует все сказанное каждым участником, а затем объясняет им их подсознательные мотивы. На последующих сеансах участники уже сами включаются в такой анализ. Определяют, что стоит обсудить, а что – нет;
- эксперт направляет группу в нужное русло, время от времени подсказывает, что нужно делать, разворачивает разговор в нужном направлении. Он предлагает обыграть какую-либо ситуацию, подталкивает пассивных участников к действию.
Считается, что для психотерапевтической практики более эффективны те специалисты, которые, так или иначе, вмешиваются в жизнь группы.
Семейный психотерапевт оказывает поддержку парам, которые живут в зарегистрированном либо гражданском браке, а также корректирует отношения между родителями и детьми.
Подготовка детей к проведению ЭЭГ
Ключевым моментом в подготовке ребенка любого возраста является необходимость пребывать в максимально спокойном состоянии в ходе исследования с целью получения наиболее достоверного результата.
Следует учитывать, что проведение ЭЭГ (как и любого другого диагностического метода) для ребенка любого возраста может быть связано с переживаниями и стрессом. Поэтому ряд неврологов советует брать с собой любимые вещи ребенка, которые могут его обрадовать, отвлечь и успокоить, также рекомендуется проводить с ним “подготовительные” игры и беседы за несколько дней до исследования. Игра будет наиболее актуальной для детей дошкольного возраста, и при этом обязательно должна включать надевание “волшебной шапки”. Для новорожденных возможно назначение исследования на время кормления, при этом электроды накладываются до начала кормления. Это объясняется более легким засыпанием новорожденного после кормления, что значимо в виду большого количества артефактов при записи в состоянии бодрствования. Не рекомендуется отмена и назначение новых препаратов без консультации врача, что связано с возможным искажением результатов. Также необходимо постараться не дать ребенку уснуть в ожидании процедуры и воздержаться от длительного сидения в ожидании исследования. Необходимо, чтобы волосы ребенка были заранее вымыты, при этом косы (при наличии) должны быть расчесаны, а различные зажимы, заколки и металлические украшения должны отсутствовать. Необходимо также избежать излишнего волнения и воздержаться от продуктов питания, способных вызвать расстройства пищеварения.
Только в случае соблюдения всех правил и рекомендаций врача по подготовке пациента, удастся получить диагностически значимый и достоверный результат исследования.
Аппаратная диагностика в психиатрии
- МРТ (магнитно-резонансная томография) – позволяет определить наличие или отсутствие опухоли головного мозга, инсульта, травмы. Как видите, все эти ситуации относятся больше к неврологии, обычно сопровождаются неврологическими расстройствами – головными болями, нарушениями речи, походки, чувствительности. В тоже время собственно психические расстройства – бред, галлюцинации, фобии, навязчивости и т.д. для органических расстройств не характерны и никакими изменениями на МРТ не сопровождаются.
- ЭЭГ (электроэнцефалограмма) – запись электрической активности мозга – более тонкий метод диагностики расстройств психики. В самом простом виде ЭЭГ позволяет ответить только на один вопрос – есть ли у пациента признаки эпилепсии или нет. Собственно психические расстройства не сопровождаются изменениями ЭЭГ. В то же время, если пытливый читатель будет искать в интернете информацию, например, вводя в строке поиска «EEG and schizophrenia» (ЭЭГ и шизофрения), он увидит массу статей, чаще англоязычных, посвящённых изменениям ЭЭГ при психических расстройствах. Появляется противоречие – с одной стороны, ЭЭГ используется для диагностики одной только эпилепсии, а с другой – в мире накоплено столько данных об изменениях ЭЭГ при психических расстройствах.
Противоречие это разрешается следующим образом. Во всех этих исследованиях пациенту не просто снимали ЭЭГ – с ним проводили определённые экспериментальные методики. Например, предъявляли ему различные картинки, просили выполнить те или иные задания, связанные с классификацией понятий и предметов, сравнением их свойств, иначе говоря, ЭЭГ записывалось на фоне определённой мыслительной деятельности, что позволяло в дальнейшем проводить анализ разных показателей электрической активности мозга.
Во всех этих экспериментах изначально полученные ЭЭГ-данные подвергались сложной компьютерной обработке, позволяющей определить активность тех или иных областей мозга, установление между ними функциональных связей (за счёт электрической синхронизации), составлять своего рода «карты» таких связей. Именно таким не простым способом и были накоплены данные о разного рода изменениях и аномалиях, сопровождающих психические расстройства.
Анализы и психиатрия
Анализы. Казалось бы, если основная причина психических расстройств – дисбаланс нейромедиатров (дофамина, серотонина, глютаминовой кислоты), то наиболее логичным представляется определять концентрацию этих веществ в крови. Это можно сделать, более того, эта «услуга» практикуется некоторыми клиниками и некоторыми психиатрами. Но, увы, на самом деле, концентрация нейромедиатров в крови не отражает их содержание в мозге и потому не является информативной, ничего не даёт для диагностики. Причины этого – гематоэнцефалический барьер – граница, существующая между тканями мозга и кровью, как бы обособляющая мозг от остального организма. Таким образом, можно было бы определять концентрации этих веществ непосредственно в мозге, но для этого пришлось бы делать отверстия в черепе, причём в нескольких местах, но это представляется травматичным и нецелесообразным.
Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП). Исследование слуховых нервов
Один из главных приоритетов работы нашей клиники – диагностика и лечение заболеваний нервной системы. Метод исследования акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП, слуховые вызванные потенциалы) позволяет уточнить диагноз и причину болезни, отличить болезни органов слуха, связанных с поражением слуховых нервов от похожих по симптомам заболеваний, вызванных нарушением мозгового кровообращения и другими заболеваниями мозга.
Акустические стволовые вызванные потенциалы (АСВП) или просто слуховые вызванные потенциалы – метод исследования проводящей способности слуховых нервов и проводящих путей к соответствующим отделам мозга, где происходит восприятие слуховых ощущений. Данное исследование не занимает много времени и абсолютно безболезненно: мы наденем на Вас наушники и закрепим небольшие электроды на коже головы для регистрации мозговой активности. Затем в наушники подается серия щелчков и происходит измерение ответа с коры головного мозга. Таким образом, можно оценить состояние слуховых нервов и мозговых путей – поступает ли сигнал от уха к мозгу, и понять, где нарушено проведение – на уровне воспринимающего аппарата уха, слухового нерва или же на уровне коры головного мозга (лечение в этих случаях различно). На все эти вопросы может дать ответ исследование АCВП.
Какие еще исследования мы во многих случаях мы рекомендуем выполнить одновременно с исследованием слуховых вызванных потенциалов:
- . Слуховые и зрительные нервные пути лежат близко друг от друга, и возможно сочетанное поражение слухового и зрительного аппарата. Это можно легко определить, сравнив результаты проведенных слуховых и зрительных вызванных потенциалов.
- Нарушение слуха может быть связано с дефицитом мозгового кровообращения, поэтому часто мы рекомендуем провести ультразвуковое (доплеровское) исследование сосудов головного мозга.
- Исследование восприятия органами слуха различных частот – аудиометрия и состояния слуховой трубы – тимпанометрия (выполняется ЛОР врачом).
- Консультации врачей невролога и оториноларинголога (ЛОР-врача).
Сон
- Пациент ложится спать только тогда, когда сам этого захочет.
- За 30 мин до окончания исследования проводятся функциональные пробы.
- После окончания видео-ЭЭГ-мониторинга шапочка или электроды снимаются. Вы можете возвращаться домой.
Исследования проводятся круглосуточно, без выходных, функционируют 2 палаты видео-ЭЭГ-мониторинга. В палатах помимо дополнительной кровати для мамы в вашем распоряжении будет микроволновая печь, холодильник, электрический чайник, посуда. Вам необходимо взять с собой продукты, пижаму, тапочки. Не забывайте, что накрывать ребенка одеялом во время сна на исследовании крайне нежелательно. Палаты хорошо отапливаются, в каждой палате есть дополнительный обогреватель. Во время исследования ребенок может свободно передвигаться по палате, смотреть видео (мультфильмы и детские фильмы из нашей коллекции, или вы можете принести свои записи для просмотра на флешке или диске).
Для проведения дневного видео-ЭЭГ-мониторинга пациенту надевают на голову электродную шапочку. При проведении ночного и суточного видео-ЭЭГ-мониторинга пациенту надевают шапочку или клеят коллодиевые электроды в зависимости от ряда факторов.
Что такое электрическая активность мозга
Мозг состоит из нервных клеток – нейронов, которые обладают способностью передавать «по цепочке» электрические импульсы. На различные внешние раздражители реагируют различные участки мозга – в пределах этих участков нейроны передают единый импульс. Кроме того, при определенных условиях импульсы могут ослаблять или усиливать друг друга.
Электрические импульсы, возникающие в мозге, способен уловить электроэнцефалограф. Он состоит из электродов, присоединенных к компьютеру. Электроды, закрепленные на голове пациента, улавливают импульсы и передают их на компьютер для расшифровки и отображения. На бумаге импульсы отображаются в виде волн. Волны отличаются по характеристикам (частоте и амплитуде) и делятся на альфа-, бета-, дельта-, тета- и мю-волны.
Соматосенсорные вызванные потенциалы / Исследование ССВП
Мы проводим исследование ССВП на современном оборудовании. В основном, исследование ССВП применяется для диагностики нарушений чувствительности на разных уровнях (периферические нервы, нервные клетки спинного и головного мозга). Исследование вызванных потенциалов обычно выполняется в комплексе, вместе с электронейромиографией по одной из стандартных методик. Если это будет нужно, для интерпретации результатов обследований мы предложим Вам помощь врачей неврологов. Рекомендуем брать с собой в клинику результаты всех ранее выполненных исследований – это поможет выбрать наиболее информативный в Вашем случае способ исследования.
Соматосенсорные вызванные потенциалы (ССВП) – регистрация электрической активности головного мозга в ответ на электростимуляцию периферического нерва.
Как проводится исследование ССВП
Доктор накладывает поверхностные электроды на исследуемый участок тела, подает на них слабые электрические импульсы и регистрирует ответную реакцию с коры головного мозга через электроды, расположенные на коже головы. Этот метод помогает нам посмотреть, что происходит с восходящими путями (система нервов, которая проводит нервный импульс от чувствительных нервных окончаний до коры головного мозга).
Мы рекомендуем исследование соматосенсорных вызванных потенциалов, если есть нарушение чувствительности, причина которого не вполне ясна и не соотносится однозначно с каким-то конкретным заболеванием. В этом случае ССВП дадут информацию: есть ли нарушение проведения по чувствительным путям или проблема в коре головного мозга, например, при неврозах или психических расстройствах, когда возникают ощущения синестопатий (неприятное ощущение на теле или в органах при отсутствии каких-либо реальных раздражителей). Так же с помощью метода соматосенсорных вызванных потенциалов можно диагностировать сенсорную нейропатию (нарушение чувствительности, которое развивается при сахарном диабете при отравлениях и т.д.).
Противопоказания
Примечательно, что абсолютных противопоказаний для проведения электроэнцефалографии не существует. В том случае, если человек страдает от судорожных приступов, у него диагностирована ишемическая болезнь сердца, гипертония, психические расстройства, во время проведения диагностики обязательно присутствует анестезиолог.
Перенести проведение процедуры следует в том случае, если в области, где необходимо установить электроды, присутствуют открытые раны, травматические повреждения, послеоперационные швы или любые признаки воспалительного процесса. Также исследование не проводится пациентам с ОРВИ.
Как проводят ЭЭГ
Процедура ЭЭГ проводится следующим образом: врач надевает пациенту на голову специальную шапочку, с помощью которой фиксирует электроды. Ведется запись электрической активности мозга в покое, а также при проведении нагрузочных проб:
- проба с открыванием и закрыванием глаз;
- проба с фотостимуляцией (воздействие вспышками света);
- специалист предложит сделать серию глубоких вдохов и выдохов, чтобы оценить электрическую активность в условиях гипервентиляции.
Процедура совершенно безболезненна и занимает не более 20-25 минут. Результаты пациент получает уже спустя несколько минут.
Зрительные вызванные потенциалы. Зрительные вызванные потенциалы при рассеянном склерозе. Зрительные вызванные потенциалы у детей
Наша клиника располагает современным оборудованием для исследования зрительных вызванных потенциалов. У нас квалифицированные специалисты, в т.ч. неврологи-иммунологи и солидный опыт работы с сложными неврологическими заболеваниями. Задача исследования методом зрительных вызванных потенциалов – поставить точный диагноз и определить причину болезни, а также отличить заболевания, связанные с поражением зрительных нервов от схожих по симптомам болезней (лечение различно). Будем рады вам помочь!
Зрительные вызванные потенциалы (ЗВП) – один из методов вызванных потенциалов мозга, который заключается в регистрации ответов коры головного мозга на зрительный стимул. Врач подает стимул на Ваши глаза с помощью специальных очков со светодиодной вспышкой или, чаще всего, с шахматного паттерна (на экране монитора доктор показывает Вам мигающие клетки разных цветов, напоминающие шахматную доску).
Зрительные вызванные потенциалы при рассеянном склерозе. Метод зрительных вызванных потенциалов является классическим исследованием и входит в стандарт обследования при диагностике рассеянного склероза. Специфическое повреждение зрительных нервов характерно для демиелинизирующих заболеваний, в т.ч. для рассеянного склероза.
Общие показания к исследованию зрительных вызванных потенциалов. Рассеянный склероз не единственная причина поражения зрительных путей (нервов). Причиной «неврологических» нарушений зрения могут быть нейроинфекции, ретробульбарный неврит и опухоли мозга, которые сдавливают зрительный нерв и могут привести к его атрофии. Мы рекомендуем комплексное обследование для качественного лечения заболеваний зрительного нерва – сочетание зрительных вызванных потенциалов с методом ), если есть подозрения на поражение головного мозга. Часто вместе с исследование зрительных вызванных потенциалов мы рекомендуем осмотр у врача нейроофтальмолога. Это особенно актуально, если нужно провести периметрию (исследование полей зрения), проверить внутриглазное давление при подозрении на глаукому, при которой разрушается сетчатка глаза (структура воспринимающая свет) и развивается симптоматика, схожая с поражением зрительного нерва.
Зрительные вызванные потенциалы головного мозга (ЗВП)
Зрительные вызванные потенциалы у детей. Исследование зрительных вызванных потенциалов безболезненно и дети легко его переносят. Основное условие – способность ребенка несколько минут посидеть без резких движений. Присутствие родителей при исследовании приветствуется и значительно упрощает задачу. Особенно актуально это исследование при врожденных и наследственных аномалиях зрения у детей.
Общая информация об исследовании вызванных потенциалов>
Мы практикуем три разновидности данного метода:
– исследование, используемое для определения поражения нервных волокон на пути от глаза до головного мозга, например, при их механическом повреждении или при заболеваниях, связанных с разрушением самого нерва или его оболочки.
Зрительные вызванные потенциалы головного мозга (ЗВП)
– метод, применяемый для диагностики заболеваний слуховых нервов и мозговых слуховых центров.
– способ исследования, заключающийся в проведении небольшого электрического импульса от периферических нервов (например, от кисти руки) до спинного и головного мозга. Применяется для определения точного уровня поражения (нерв, головной мозг или спинной мозг) при нарушении чувствительности или слабости мышц непонятной природы.
Противопоказания к проведению ЭЭГ мониторинга
Хотя методика не несет в себе вреда, существует ряд противопоказаний к проведению электроэнцефалографии. К таковым относятся открытые раны, сильные ушибы, плохо заживающие послеоперационные рубцы в области наложения датчиков. В этом случае процедура либо временно откладывается до полного заживления поврежденных кожных покровов головы, либо специалистом подбирается альтернативный метод исследования головного мозга пациента.
Особого внимания при проведении ЭЭГ-исследования уделяется пациентам, имеющим подтвержденные расстройства психики. Больные данной группы при установке электродов на поверхность головы часто приходят в крайнее волнение, из-за чего становятся агрессивными, а порой и даже буйными. Выполнять указания специалиста, проводящего процедуру, в таком состоянии они не способны. По этой причине до начала ЭЭГ больному проводится расслабляющий массаж или – в самом крайнем случае – ставится инъекция с успокоительным препаратом. Последний вариант используется только в крайних случаях, так как полученные результаты будут не совсем верными.
Пробы
Через 30 мин после начала исследования (и за 30 мин до его окончания) проводятся функциональные пробы – «провокации» эпилептической активности, судорожных приступов.
- Пациент сидит на стуле спокойно, расслабленно, с закрытыми глазами, не разговаривает 3-5 мин.
- Проба с открыванием-закрыванием глаз (пациента просят открыть глаза, через 5-10 сек закрыть, повторить три раза).
- Проба с РФС (Ритмическая фотостимуляция) – вспышки света различной частоты. Проводится, чтобы выявить «фотосенситивность» – предрасположенность к эпилептическим приступам при воздействии мелькающего света, например телевизора: проводится с закрытыми глазами (по возможности).
- Проба с открыванием-закрыванием глаз.
- Проба с гипервентиляцией (форсированное глубокое дыхание). Пациента просят в течение 3 мин глубоко дышать, полной грудью, после в течение 1 мин дышать спокойно.
- Проба с открыванием-закрыванием глаз.
- Если ребенок не воспринимает обращенную речь и не выполняет команды – проводятся только пробы с РФС.
В период бодрствования, пациент может заниматься повседневными делами: читать книги, смотреть фильмы, слушать музыку, кушать, при необходимость посетить туалетную комнату и т.д.
Историческая справка
Одним из основателей метода электроэнцефалографии считается физиолог и психиатр из Германии Ганс Бергер. В 1924 году, используя прибор для измерения малых токов под названием гальванометр, он первым провел некую процедуру, напоминающую запись ЭЭГ.
Позже для проведения электроэнцефалограммы был создан специальный прибор под названием энцефалограф. На сегодняшний день существуют стационарные энцефалографы, которые дают возможность проводить исследование исключительно в специальном кабинете, и портативные, которые можно перемещать.
Примечательно, что изначально ЭЭГ рассматривалась исключительно как метод, позволяющий выявить у человека психические нарушения. Лишь со временем ученые выяснили, что методика позволяет также обнаруживать отклонения, не связанные с психиатрией.