Диагностика и лечение заболеваний головного мозга

Что можно сделать в домашних условиях

Для восстановления функций мозга, нарушенных вследствие употребления алкоголя необходимо в период ремиссии и реабилитации проводить профилактические мероприятия.

В этих целях рекомендуется принимать витамины группы В, PP, С, полиненасыщенные жирные кислоты Омега3 и Омега 6.

Необходимо соблюдать режим «сон-бодрствование», при этом сон обязательно должен приходится на ночное время.

Немаловажное значение имеет питание человека. Оно должно быть сбалансированным, низкокалорийным с высоким содержанием тиамина

Основу диеты составляют такие продукты, как рыба, постное мясо, крупы, бобовые, овощи и фрукты, орехи.

Также врачи назначают нейрометаболическую терапию и физиотерапию, способствующие восстановлению когнитивных нарушений (нарушение памяти, заторможенность мышления, снижение психической активности) и нервной системы.    

Полный индивидуальный комплекс поддерживающей и восстановительной терапии пациенту составляет врач. Только выполняя назначения профессионально составленного плана реабилитации можно рассчитывать на положительный результат лечения.

Операции на мозге

Как успокоить пациента: стимулирование «счастливого» отдела мозга

Хирургическая операция на мозге — крайне сложный процесс, в ходе которого пациентам иногда важно оставаться в сознании. Это необходимо, чтобы хирург в любое время мог заговорить с человеком и убедиться в правильной работе его языковых, сенсорных и эмоциональных функций

Знаменитый на весь мир кадр: бразилец Энтони Диаз играет на гитаре во время сложнейшей операции по удалению опухоли мозга. Операция прошла успешно.

Разумеется, в это очень тревожное и неприятное время пациент может запаниковать, поэтому ученые постоянно ищут наиболее безопасный метод их успокаивания. В 2019 году выяснилось, что унять панику пациентов можно стимулированием особого участка мозга, отвечающего за смех и эйфорию.

Недавно было установлено, что стимулирование области мозга под названием Cingulum заставляет пациентов смеяться и испытывать «приятное, расслабленное чувство». Эта область мозга опоясывает средний мозг от лобной до височной доли и уже ранее подозревалась в участии развития депрессии.

Возможно, скоро расслабляющую особенность этого отдела мозга будет разрешено использовать во время операции на мозге некоторых пациентов.

Латеральность полушарий

Существуют различия в функционировании левого и правого полушарий. Оба полушария координируют противоположные части тела, имеют разные когнитивные функции. У большинства людей (90-95%) левое полушарие контролирует, в особенности, языковые навыки, математику, логику. Напротив, правое полушарие управляет визуальными пространственными способностями, мимикой, интуицией, эмоциями, художественными и музыкальными способностями. Правое полушарие работает с большим изображением, а левое – с небольшими деталями, которые затем логически объясняет. У остальной части населения (5-10%) функции обоих полушарий противоположны, или оба полушария имеют одинаковую степень когнитивной функции. Функциональные различия между полушариями, как правило, выше у мужчин, чем у женщин.

Как выглядит мозг человека

Анатомия головного мозга сравнительно молодая наука, так как длительное время находилась под запретом из-за законов, запрещающих вскрытие и исследование органов и головы человека.

Изучение топографической анатомии мозгового отдела в области головы, нужно для точной диагностики и успешной терапии различных топографических анатомических нарушений, например: травм черепа, сосудистых и онкологических заболеваний. Чтобы представить, как выглядит ГМ человека, для начала необходимо изучить их внешний вид.

По внешнему виду ГМ представляет собой студенистую массу желтоватого цвета, заключенную в защитную оболочку, как и все органы человеческого тела, они состоят на 80% из воды.

Большие полушария занимают практически объем этого органа. Они покрыты серым веществом или корой — высшим органом нервно психической деятельности человека, а внутри — из белого вещества, состоящего из отростков нервных окончаний. Поверхность полушарий имеет сложный рисунок, из-за идущих в разные стороны извилин и валиков между ними. По этим извилинам принято делить их на несколько отделов. Известно, что каждая из частей выполняет определенные задачи.

Для того чтобы понять, как выглядят мозги человека, недостаточно исследовать их внешний вид. Существует несколько методик изучения, которые помогают изучить головной мозг изнутри в разрезе.

  • Сагиттальный разрез. Представляет собой продольный разрез, который проходит через центр головы человека и делит его на 2 части. Является наиболее информативным методом исследования, с его помощью диагностируют различные заболевания этого органа.
  • Фронтальный разрез головного мозга выглядит как поперечный разрез больших долей и позволяет рассмотреть свод, гиппокамп и мозолистое тело, а также гипоталамус и таламус, контролирующие жизненно важные функции организма.
  • Горизонтальный разрез. Позволяет рассмотреть строение этого органа в горизонтальной плоскости.

Анатомия мозга, также как анатомия головы и шеи человека, достаточно трудный объект для изучения по ряду причин, в том числе из-за того, что для их описания требуется изучить большое количество материала и иметь хорошую клиническую подготовку.

Можно ли улучшить работу мозга

Как и в случае с любым другим органом, состояние головного мозга напрямую зависит от диеты и активности человека. Соблюдая здоровый образ жизни, реально улучшить и его работу.

Влияние диеты

Неправильное питание может ухудшить состояние здоровья человека и послужить причиной развития кардиологических болезней, ожирения, диабета 2 типа. А эти болезни, в свою очередь, повышают риск появления слабоумия.

Чтобы улучшить здоровье головного мозга, стоит включить в свою диету такие продукты:

  • растительную пищу с темной кожурой (например, чернику, брокколи, шпинат), так как она содержит много витамина E, а красный перец и батат богаты бета-каротином – оба эти вещества крайне полезны для мозга;
  • жирную рыбу (лосось, тунец, макрель) – отличные источники жирных кислот Омега-3, которые улучшают когнитивные функции;
  • грецкие орехи, пекан (содержащиеся в орехах антиоксиданты также благотворно влияют на состояние мозга).

Физическая активность

Нельзя недооценивать роль двигательной активности для поддержания здоровья головного мозга. Достаточно ежедневно уделять хотя бы по 30 минут на активную ходьбу, чтобы снизить риск ухудшения работы мозга. Также полезно плавание, бег трусцой, езда на велосипеде.

Умственные тренировки

Головной мозг работает по принципу мышц: чем активнее его использовать, тем лучше он выполняет свои функции. Поэтому не стоит игнорировать специальные умственные тренировки, чтобы поддерживать здоровье органа. Кстати, согласно данным одного из научных экспериментов, люди, увлеченные логическими задачами, на 29% меньше подвержены риску развития слабоумия .

Миф №6. Тренировки мозга не способны улучшить мозговую деятельность

Обратное доказали исследования под названием ACTIVE, проводимые при финансовой поддержке Национального института старения. Результаты были опубликованы в 2016 году.  Участниками исследования стали 2832 практически здоровых пожилых человека. Средний возраст участников — 73 года. Было сформировано 4 группы: участники первой группы не подвергались тренировкам, второй и третьей — тренировали память и логику, четвертой — тренировались максимально и ежедневно с помощью специальных видеоигр, которые способствуют повышению скорости обработки данных в головном мозге. Через 5 лет участники четвертой группы совершали вдвое меньше автомобильных аварий, чем остальные. А через 10 лет у них же вдвое сократился риск развития старческого слабоумия.

Эти 6 мифов о мозге вы должны знать. Ученые постоянно делают новые открытия, поэтому, возможно, позднее будут опровергаться и другие факты о головном мозге

А пока советуем обратить внимание именно на шестой миф о тренировках для мозга. Все-таки они полезны и необходимы, помогают дольше сохранять здоровье и активность мозга и поддерживать высокое качество жизни

Поэтому тренируйтесь регулярно. Тем более что тренажеры Викиум доступны вам каждый день!

Влияет ли их количество на интеллект?

В результате проведенных исследований (когда некоторые ученые завещали своим коллегам ради науки свои мозги для сравнения с мозгом обычного человека), так вот никаких особых физиологических различий не было обнаружено. Извилины человека формируются в период внутриутробного развития и уровень интеллекта не способен повлиять на увеличение их количества в течение жизни человека.

Не влияет на интеллект и вес головного мозга. Вес в первую очередь зависит от роста и комплекции человека. Таким образом, по тому, сколько у человека извилин в мозгу, невозможно сделать вывод о его интеллекте.

Где расположен головной мозг

Головной мозг относится к центральной нервной системе и расположен в полости черепной коробки. Снаружи он надежно защищен костями черепа, а внутри заключен в 3 оболочки: мягкую, паутинную и твердую. Между этими оболочками циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор, которая служит амортизатором и предотвращает сотрясение этого органа при небольших травмах.

Головной мозг человека представляет собой систему, состоящую из связанных между собой отделов, каждая часть которых отвечает за выполнение конкретных задач.

Для понимания функционирования недостаточно кратко описать головной мозг, поэтому, чтобы понять как он работает, для начала нужно детально изучить его строение.

Недостатки метода

Излишняя волновая стимуляция может вызывать негативные реакции организма. Так при переизбытке альфа-активности развивается снижение концентрации, формирование дефицита внимания, депрессии, снижение визуальной четкости. Человек начинает нуждаться в дневном сне, быстрее устает. Кроме того под воздействием альфа-волн увеличивается внушаемость.

Обратной стороной стимуляции бета-волнами становится усиление тревожности, перевозбуждения и развитие обсессивно-компульсивного расстройства. Отмечаются признаки стресса, паранойи. Также под воздействием такой стимуляции усиливается мышечное напряжение, возникает бессонница. Воздействие на мозжечковую миндалину и гипоталамус провоцирует повышение артериального давления.

При воздействии тета-волн можно заработать расстройства концентрации внимания, депрессивные состояния, гипереактивность или наоборот апатию. Под влиянием такой стимуляции возникает сонливость, равнодушие к жизни, повышение внушаемости.

Поэтому прежде чем прибегать к любым методикам стимуляции волновой активности мозга лучше проконсультироваться со специалистами.

Локализация функций и симптомов

Проводя топическую диагностику рефлексотерапевт, невролог, невропатолог, микроневропатолог, детский невролог, взрослый невролог определяет не только локализацию поражения корковых центров, но и локализацию симптомов. Простые корковые функции связаны с проекционными пластинками коры (пятой и четвертой), имеющими непосредственную связь с периферией и являющимися корковыми отделами анализаторов. Сложные корковые функции связаны с ассоциативными слоями коры (вторым и третьим). Последние слои соединены горизонтальными волокнами с другими участками коры головного мозга в пределах одного полушария и не имеют прямого выхода на периферию. Большое значение в обеспечении сложных корковых функций имеют также комиссуральные связи между полушариями, проходящими через мозолистое тело.

Простые корковые функции обычно представлены в обоих полушариях головного мозга. Сложные корковые функции чаще имеют асимметричное представительство в правом или левом полушарии головного мозга. Итак, какие бывают поля, участки, области, типы коры головного мозга, отделы, анализаторы, части коры головного мозга?

Как устроен мозг человека

Ученые всего мира изучают головной мозг, его строение и функции, которые он выполняет. За последние несколько лет сделано много важных открытий, однако, эта часть тела остается изученной не до конца. Это явление объясняется сложностью изучения строения и функций головного мозга отдельно от черепной коробки.

В свою очередь, строение структур мозга обуславливает функции которые выполняют его отделы.

Известно, что этот орган состоит из нервных клеток (нейронов), соединенных между собой пучками нитевидных отростков, но как происходит одномоментно их взаимодействие в качестве единой системы непонятно до сих пор.

Исследовать отделы и оболочки поможет схема строения головного мозга, основанная на изучении сагиттального разреза черепной коробки. На этом рисунке можно рассмотреть кору, медиальную поверхность больших полушарий, структуру ствола, мозжечка и мозолистого тела, которое состоит из валика, ствола, колена и клюва.

ГМ надежно защищен снаружи костями черепа, а внутри 3 мозговыми оболочками: твердой паутинной и мягкой. Каждая из них имеет собственное устройство и выполняет определенные задачи.

  • Глубокая мягкая оболочка охватывает и спинной, и головной мозг, при этом заходит во все щели и борозды больших полушарий, а в ее толще находятся кровеносные сосуды, питающие этот орган.
  • Паутинная оболочка отделена от первой подпаутинным пространством, заполненным ликвором (цереброспинальная жидкость), в нем также расположены кровеносные сосуды. Эта оболочка состоит из соединительной ткани, от которой отходят нитевидные ветвистые отростки (тяжи), они вплетаются в мягкую оболочку и с возрастом их количество увеличивается, тем самым упрочняя связь. Между ними. Ворсинистые выросты паутинной оболочки выпячиваются в просвет синусов твердой мозговой оболочки.
  • Твердая оболочка или пахименинкс, состоит соединительно-тканного вещества и имеет 2 поверхности: верхнюю, насыщенную кровеносными сосудами и внутреннюю, которая гладкая и блестящая. Этой стороной пахименинкс прилегает к мозговому веществу, а внешней – черепной коробке. Между твердой и паутинной оболочкой существует узкое пространство, заполненное незначительным количеством жидкости.

В мозгах здорового человека циркулирует около 20% всего объема крови, которая поступает через задние мозговые артерии.

Мозг визуально можно разделить на 3 основные части: 2 большие полушария, ствол и мозжечок.

Серое вещество образует кору и покрывает поверхность больших полушарий, а его небольшое количество в виде ядер находится в продолговатом мозге.

Во всех мозговых отделах есть желудочки, в полости которых перемещается ликвор, который образуется в них. При этом жидкость из 4 желудочка попадает в подпаутинное пространство и омывает его.

Развитие мозга начинается еще во время внутриутробного нахождения плода, а окончательно он формируется к 25-летнему возрасту.

Человеческий мозг в цифрах

20% — столько кислорода от общего количества потребляемого человеком, необходимо для работы мозга. 

10 000 — нервных связей исходит от одного нейрона в мозге к другим. 

1400 — грамм, примерно столько весит мозг в среднем. Это не зависит от интеллекта. 

Мозг различных животных и человеческий для сравнения

90 000 000 000 — столько нервных клеток (нейронов) содержится в головном мозге. Столько же звезд в нашей Галактике. 

100 000 000 000 000 — волокон создают сеть, благодаря которой мы обрабатываем информацию, запоминаем ее и мыслим. 

500 000 000 — лет назад у первых существ на Земле появился ствол мозга — он представляет собой то же, что и мозг современных рептилий. 

12 пар — столько черепных нервов выходит из ствола мозга, они отвечают за обоняние, слух, движения глаз, языка и другие функции.

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга

Заболевания, нарушения, поражения головного мозга разнообразны. В дальнейших статья мы остановимся на такой патологии, как опухоль головного мозга, киста головного мозга (в том числе арахноидальная, ретроцеребеллярная, ликворная), травмы, сотрясение или ушиб головного мозга, рак головного мозга, гидроцефалия (водянка), атеросклероз сосудов, аневризма, энцефалопатия, демиелинизация, ишемия, ишемический или геморрагический инсульт, инфаркт, атрофия, спазм или сужение сосудов, глиобластома, менингиома, дисфункция, дистония, диффузные изменения, гипоксия (кислородное голодание), энцефалит, воспаление, сосудистые заболевания, атрофические изменения. Клиника при таких заболеваниях зависит от вида патологии.

Мифы о мозге

В обществе распространены ложные представления о функциях головного мозга человека, ставшие «научными» мифами. Такие мифы представляют собой искажённые пересказы тех научных гипотез, которые были отвергнуты после экспериментальных проверок, но остались циркулировать в обществе вне науки в силу идеологических предпочтений верящих в них людей.

Наиболее распространённые мифы о мозге

То, что каждая область человеческого мозга выполняет определенную функцию — миф родом из XIX века. Эта гипотеза позднее была опровергнута, по современным представлениям мозг является огромной нейронной сетью, и при выполеннии любой деятельности задействованы практически все нейроны.

Ложное представление о «триедином мозге», то есть о том, что есть некий древний глубинный «рептилий мозг», средний (промежуточный) слой «лимбическая система» и высший, отвечающий за сознание, «неокортекс» появилось в середине XX века, когда срезы мозга изучали под микроскопом. Современные инструментальные исследования показали, что нет никаких трех слоев мозга, нейроны в каждой области мозга одинаковые у всех млекопитающих, а по неполным данным, одинаковые у всех позвоночных.

Идея о «триедином мозге» удобна для людей, так как она, с одной стороны, позволяет отказаться от личной ответственности за плохие поступки, якобы обусловленные «рептильим мозгом», и, с другой стороны, даёт обоснование для представления об исключительности человека как единственного на планете существа с неокортексом.

Представление о мозге как о машине, которая реагирует на внешние стимулы, а в отсутствие раздражителей бездействует, также не соответствет действительности — нейроны в мозге работают непрерывно. Мозг и человека, и любого другого животного, постоянно анализирует информацию — как поступающую извне, так и накопленную (полученную ранее), строит модели и делает (уточняет) прогнозы. В случае, когда мозг не смог скорректировать прогноз, мы видим и слышим отсутствующее на самом деле, от «показалось» до галлюцинаций и делаем не то, что собирались сделать. Прогнозы на основе накопленного опыта мозг выполняет очень быстро, например, благодаря им спортсмен успевает неосознанно спрогнозировать траекторию летящего мяча и поймать или отбить его.

Также неверным является мнение о том, что тело и психика представляют собой независимые, отдельные явления. Происходящее в головном мозге и процессы в органах тела человека взаимосвязаны. В частности, многие органические нарушения в теле влияют на психические процессы, а разные заболевания имеют похожие симптомы. Например, депрессия и сердечная недостаточность проявляются одинаково.

Что такое головной мозг, encephalon, его значение?

Головной мозг – это передний отдел центральной нервной системы. Головной мозг располагается в полости черепа, осуществляет взаимодействие организма человека (мужчины, женщины) с внешней средой, интеграцию функционирования всех систем организма. Головной мозг обладает способностью усваивать, упорядочивать, хранить, извлекать информацию о прошлом опыте. Головной мозг является материальным субстратом высшей нервной деятельности.

Филогенетически головной мозг – это передний конец нервной трубки. Онтогенетически головной мозг – это производное мозговых пузырей, из которых образуются отделы головного мозга: конечный мозг, который называется telencephalon, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, который представлен такими образования, как мост головного мозга, мозжечок, продолговатый мозг. Полости мозговых пузырей развиваются в желудочки головного мозга.

Высшие функции головного мозга

Базовыми функциями являются:

  1. Двигательная активность. Такая возможность человеческого организма реализуется с помощью теменных долей в центральной передней извилине, данная область контролирует функциональность всех групп скелетных мышц.
  2. Чувствительность. Данная функция подконтрольна центральной задней извилине, расположенной в теменной доле коры головного мозга. Кроме чувствительности кожного покрова, включая тактильную, болевую, температурную, барорецепторную, в этой области расположен центр проприоцептивной чувствительности, контролирующий пространственное ощущение положение тела и его отдельных частей.
  3. Слух. За данную функцию отвечает область височных долей коры.
  4. Зрение. Локализация зрительного центра характерна для затылочного участка коры.
  5. Вкус и обоняние. Центр, контролирующий данные функции, расположен между лобной и височной долями, в глубине извилин.
  6. Речь. Представляет собой моторную и сенсорную функции, за счет чего человек произносит и понимает слова. Отвечают за данные возможности центры Борока и Вернике, расположенные в больших полушариях.
  7. Жизненно важные центры, включая дыхание, сердцебиение, регуляцию просвета сосудов, пищевые рефлексы, защитные рефлексы в виде кашля, чихания, рвотных движений, слезотечения, контроль состояния гладких мышечных волокон внутренних органов, находятся в продолговатом отделе мозга.
  8. Равновесие и координация движений осуществляются за счет работы заднего отдела мозга, который состоит из множества путей, служащих для транспортировки информации в высшие и нижние центры мозга.
  9. Зрительные, слуховые, двигательные функции, характерные для нижнего уровня, контролируются средним мозгом.
  10. Чувствительность достигается с помощью функционирования промежуточного мозга, а точнее, таламуса.
  11. Преображение нервных сигналов в эндокринные и контроль параметров вегетативной нервной системы осуществляются с помощью гипоталамуса.

Мозг обрабатывает сенсорную информацию, которая поступает от органов чувств.

К его функциям также относится:

Планирование.
Принятие решений.
Координация.
Управление движениями.
Позитивные и негативные эмоции.
Внимание.
Память.
Мышление. 
Письмо.
Счет.
Музыкальные способности.
Формирование характера.
Ощущение раздражения.
Способность различать цвета.
Аппетит и другие возможности человеческого организма.

Как выглядит киста на МРТ головного мозга?

Кистозная структура метастазов в головной мозг на МРТ

Головной мозг изучают на высокопольном оборудовании, мощностью от 1,5 Тл, позволяющем создавать детальные и четкие изображения. При магнитно-резонансной томографии получают монохромные срезы исследуемой области с шагом в 1-2 мм. На снимках МРТ кисты головного мозга выглядят как округлые образования различного диаметра с четкими контурами. Определить отклонение можно по изменению сигнала. Интенсивность последнего будет другой по сравнению со здоровыми участками. Разница хорошо прослеживается на снимках. Специальные режимы сканирования позволяет получить более подробные сведения о кисте и определить ее вид:

  • Эпидермоидная. Располагается обычно обнаруживают в области мосто-мозжечкового угла, предмостовой цистерны, четверохолмия, желудочков, реже — в полушариях. Рост медленный, с риском сдавления мозгового ствола, захвата нервов и сосудов. Вокруг эпидермоидной кисты наблюдаются признаки воспаления. Интенсивность сигнала от образования обычно неоднородная, но соответствует ликвору (если внутри нет жира). На снимках в режимах ДВИ и FLAIR киста выглядит более светлой, чем мозговая жидкость. Эпидермоиды с жиром внутри Т1-взвешенных изображениях дают гиперинтенсивный сигнал, на Т2 — гипоинтенсивные (по сравнению с ликвором).

  • Дермоидная. Обычно образование находится на срединной линии черепной коробки. За счет большого содержания липидов, на Т1 ВИ дает гиперинтенсивный сигнал. В отличие от эпидермоида, всегда имеет неоднородную структуру.

  • Липома. Жировые кисты чаще располагаются в области мозолистого тела, межполушарной щели, воронки гипофиза и гипоталамуса. На МР-сканах обнаруживают четкие контуры опухоли. Масс-эффект и отек окружающих тканей не наблюдаются. На Т1 ВИ киста резко гиперинтенсивная. На Т2 ВИ —  наоборот (по сравнению с ликвором). Кальцинаты и сосуды выглядят, как гипоинтенсивные участки в структуре образования.

  • Эпендимальная. Редкий вид кисты, формируется под оболочкой, выстилающей полости мозга. На МР-сканах выглядит как образование с четкими контурами, интенсивность сигнала соответствует ликвору. 

  • Арахноидальная. Образуется в результате скопления ликвора между листами паутинной оболочки мозга, чаще в средней черепной ямке, межполушарной щели, мосто-мозжечковом углу, на уровне четверохолмия. На Т1 ВИ выглядит несколько светлее, чем ликвор. В режиме FLAIR дает гипоинтенсивный сигнал. 

Арахноидальная киста (указана стрелкой) на МР-скане

  • Нейроглиальная. Обнаруживается в церебральной паренхиме, в области сосудистого сплетения желудочков. На снимках выглядит как округлое образование с ликворным содержимым, часто сочетается с аномалиями развития головного мозга.
  • Коллоидная. Обычно расположена в передне-верхнем отделе третьего желудочка, между отверстиями Монро. Имеет круглую форму, фиброзную капсулу, четкие контуры. При наличии белка в содержимом дает гиперинтенсивный сигнал на Т1 ВИ и гипоинтенсивный на Т2 ВИ. Контраст не накапливает.
  • Киста кармана Ратке. Встречается редко. Располагается в области турецкого седла. Интенсивность сигнала зависит от характера содержимого. При серозном дает типичный жидкостной ответ. Мукоидное содержимое характеризуется гиперинтенсивным сигналом на Т1 ВИ. При контрастировании наблюдается накопление вещества в области капсулы.

Арахноидальная киста (обведена красным) на МР-снимке

Опытный рентгенолог точно знает, как выглядит киста на фото МРТ. Обычный человек не сможет самостоятельно выявить и дифференцировать образование. В сомнительных случаях есть смысл показать результаты исследования нескольким специалистам. 

Взгляд в историю и современность

Изначально органом мыслей и чувств считалось сердце. Однако с развитием человечества была определена связь между поведением и ГМ (в соответствии со следами проведения трепанации на найденных черепах). Эта нейрохирургия, вероятно, использовалась для лечения головных болей, переломов черепа, психических заболеваний.

С точки зрения исторического понимания, мозг в центр внимания попадает в древнегреческой философии, когда Пифагор, а позже Платон и Гален, понимали его, как орган души. Значительные продвижения в определении мозговых функций обеспечили выводы врачей, которые, исходя из вскрытий, исследовали анатомию органа.

Сегодня для исследования ГМ и его активности врачи используют ЭЭГ – устройство, записывающее мозговую активность посредством электродов. Метод также применяется для диагностики церебральной опухоли.

Мозг собирает «паззлы»

Знаете ли вы, при каких условиях мозг «впадает в сон»? Это случается, когда резко уменьшается поток внешних сигналов. Энергетический блок как бы интегрирует обмен веществ в организме и поступающие в него внешние сигналы. И если нет сигналов, то нет тонуса.

Но вот в мозг поступают сигналы о предметах вокруг. Мозг улавливает:

  • цвет,
  • форму,
  • расстояние,
  • размер,

но пока еще только как неясные размытые образы. Чтобы их распознать, необходимо пропустить эти сигналы на принципиально иной уровень, или иначе, из «первичной зрительной коры» они должны попасть во «вторичную зрительную кору».

Электрод, прикоснувшийся к первичной коре, вызовет у человека лишь вспышки образов – искры, линии, круги, молнии… А прикоснувшись к вторичной коре, он породит вполне узнаваемые картины – лица, предметы и даже целые сюжеты.

Не все образы, фиксированные первичной корой, перерабатываются человеком до уровня, на котором их можно распознать. Не с этим ли связан феномен интуиции? Мы не можем внятно объяснить своих предчувствий и размытых предвидений, но при этом отдаем себе отчет, что они несут в себе для нас какую-то важную информацию.

Совет 3

Развивайте образное мышление! Научитесь оперировать образами-картинками, получившим в психологии название «представлений». Помогите своему мозгу в полной мере использовать скрытые ресурсы вторичной зрительной коры.

Основую работу, связанную с

  • узнаванием картины мира,
  • называнием предметов (а, следовательно, с речью),
  • синтезом целостной модели из отдельных разрозненных «паззлов»

выполняет «третичная зрительная кора». Это ее заслуга, что наш мозг строит для нас целостный образ окружающего мира, где мы

  • видим, как размещены и связаны друг с другом разные объекты,
  • можем отслеживать их перемещение,
  • определяем их местоположение и сравниваем друг с другом.

А главное – мы можем давать предметам названия и, таким образом, транслировать друг другу свои персональные картины мира. Отрывая слово от предмета, который оно обозначает, мы формируем абстрактные слова, слова-понятия.

Мы слышим слово «яблоко», и каждому из нас понятно, о каком предмете идет речь. Но, если заглянуть в модели мира разных людей, то мы обнаружим, что каждый увидел «свое» яблоко:

  • побольше или поменьше,
  • зеленое или красное,
  • «антоновку» или «ранет»…

Чем сильнее слово привязано к образу, тем, увы, ниже уровень понятийного мышления, тем труднее даются абстрактные суждения. Такие, например, как решение сложных математических уравнений.

Совет 4

Развивайте свой понятийный аппарат и тренируйте свое абстрактное мышление! Вы теперь знаете, что это функция совершенно другой зоны мозга. Вторичная и третичная кора несут каждая свою нагрузку, поэтому развитие одной, отнюдь, не гарантирует успешного развития другой.

Речь нужна человеку не только для того, чтобы обмениваться информацией с другими людьми. Разговаривать, слушать, получать новые сведения от других, самому выражать свою позицию – это лишь видимая часть того, что обеспечивает нам наша речь.

Третичная кора и два важнейших мозговых центра – двигательный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вернике – делают для нас значительно более важную работу. Они помогают нам думать! Именно слова организуют наш внутренний мир. Это ими мы описываем в мозгу все, что воспринимаем. Внешний мир – материален и независим от нашего мировосприятия, а внутренний мы выстраиваем для себя сами. И чем больше средств для этого имеется в нашем распоряжении, тем точнее, детальнее, подробнее, будет модель мира, созданная нашим мозгом.

Вы ведь не хотите без конца повторять любимую фразу не очень успешных студентов «Я как собака: все понимаю, а сказать не могу»?

Тогда обратите внимание на следующую особенность устройства мозга: за восприятие речи и за проговаривание отвечают разные мозговые центры. Они даже отстоят друг от друга в некотором отдалении: двигательный — в затылочной зоне, а сенсорный (воспринимающий речь) в височной

Читая, слушая и внимая, вы загружаете, а значит, тренируете только центр восприятия речи. И далеко не факт, что вы сможете потом легко воспроизвести прочитанное и услышанное. Рассуждение типа «Если я это узнал, то я смогу про это рассказать» — не более, чем распространенная иллюзия. Двигательный центр речи, все это время не задействованный, не встрепенется вот так, ни с того, ни с сего, и не поможет вам ярко и красочно пересказать то, что вы знаете.

Совет 5

Хотите легко воспроизводить новый для вас материал, изобилующий малознакомыми научными терминами и трудными для вас выражениями, возьмите за практику обязательно пересказывать прочитанное и услышанное!

Кора головного мозга

Кора головного мозга — это внешний слой головного мозга, или серое вещество. У человека серое вещество имеет неровную поверхность со множеством складок. Гребни, называемые извилинами, и складки, называемые бороздами, помогают увеличить площадь поверхности коры головного мозга.

Кора головного мозга содержит четыре основные доли:

  • лобная доля
  • теменная доля
  • затылочная доля
  • височная доля

Поскольку полушария не имеют четко выраженных отделов, нейробиологи делят доли условно на основе борозд.

Центральная борозда (лат. sulcus centralis cerebri) также известна как роландова борозда — крупная борозда коры больших полушарий, отделяющая лобную долю от теменной доли.

Прецентральная извилина — располагается перед центральной бороздой, которую нейробиологи используют для идентификации первичной моторной коры головного мозга.

Постцентральная извилина — располагается сразу за центральной бороздой, которую нейробиологи используют для идентификации первичной соматосенсорной коры головного мозга.

Латеральная борозда — отделяет височную долю от лобной и теменной.

Верхняя височная извилина — располагается ниже латеральной борозды, где мозг получает и обрабатывает информацию.

Пятая доля, называемая островковой долей, расположена внутри боковой борозды.

Как появился миф о 10%

Миф о том, что мозг человека работает лишь на 10% настолько распространенный и так давно существует, что сегодня даже сложно точно определить его первоисточник.

Предположительно, все началось в 1907 году, когда в журнале Science была опубликована статья психолога и писателя Уильяма Джеймса, в которой он утверждал, что человек использует только часть своих умственных ресурсов. Правда, какой именно процент своего мозга использует Homo Sapiens, ученый в статье не упоминал . А вот где точно упоминались те пресловутые 10%, так это в книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», которая была опубликована в 1936 г. Этот миф был упомянут как нечто, о чем говорил профессор колледжа, в котором учился Карнеги.

Кстати, по мнению ученых, нейроны занимают примерно 10% от всех клеток головного мозга . Вполне возможно, что именно эта информация поспособствовала появлению мифа, который продолжает тиражироваться, еще больше укрепляя веру человека в него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector