Ранний детский аутизм: малыши в футляре

Виды раннего детского аутизма

Можно выделить четыре вида расстройства:

  1. Полное игнорирование происходящего.
  2. Избирательность контактов.
  3. Одержимость собственными интересами.
  4. Трудности взаимодействия.

Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.

Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».

Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.

Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения.  Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.

В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком.

Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.

Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.

Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.

Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.

Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.

Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.

Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.

Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций

Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Здоровый образ жизни

Дни здоровья

Вакцинация Вакцинация
Вакцинация – право каждого и общая обязанность.
Вакцинация: за или против?
КОГДА ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ?
Рекомендации по вакцинации против COVID-19 с использованием вакцины Гам-КОВИД-Вак
Стационарные прививочные пункты для вакцинации в Гродненской области

Правильное питание у женщин после 40 лет
Правильное питание
«Самое время!»
Безвозмездное донорство
Буклеты по ЗОЖ
Психологическая помощь

День памяти людей, умерших от СПИДа Эпидситуация по ВИЧ-инфекции в Гродненской области на 1 апреля 2018 года
17 вопросов для тебя
У тебя отрицательный ВИЧ-статус? Пройди тест, чтобы быть уверенным!

МРТ Здоровый образ жизни в здоровых привычках
МРТ и ультрамарафоны
Вредно ли МРТ

Про наркотики Наркологическая зависимость
Внешние признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков
Выдержки из статей Уголовного конкурса Республики Беларусь
Инструкция по применению Теста для иммунохроматографического выявления наркотических соединений в слюне
Набор полосок ИХА-10-МУЛЬТИ-ФАКТОР для выявления десяти наркотических соединений в моче
Иформационные видеоролики

Меняем свой образ жизни!
Как победить атеросклероз
Жизнь после рака
Что нужно знать о канцерогенах
Ходьба — польза для здоровья
Игровая зависимость
Профилактика геморроя
Несколько советов, как бросить курить
Как защитить себя от гриппа
Остеопороз
Если вас укусил клещ
Воздействие азартных игр на человека
Легкие можно тренировать
Вредно ли УЗИ для плода?
Кофе и здоровье
Негативное влияние вредных привычек на красоту и здоровье женщин
Вода — польза и вред для очищения организма
Скандинавская ходьба с палками – польза, противопоказания
Татуировки и их вред
Как укрепить семейные отношения?
Стресс
УЗИ сосудов шеи
Спорт для здоровья
Ультразвуковая диагностика заболеваний молочных желез
УЗИ печени
УЗИ в гинекологии
Курение и рак
Железодефицитные анемии (ЖДА)
Беременность и рак молочной железы
Движение — лучшее средство против стресса
Учитесь правильно дышать
Как научиться не стареть
Секреты утренней бодрости
Смех — это здоровье
Множественная миелома
Питание в жаркое время года
Дробное питание для здоровья и похудения
Правильное питание при железодефицитной анемии
Топ-6 полезной зелени
Продукты, которые убивают здоровье
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Памятка для родителей по воспитанию у ребёнка интереса к здоровому образу жизни
Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков
Аутизм: что это и кто такие люди с аутизмом?
Профилактика болезней сердца
Боковые кисты шеи
Некротизирующая сиалометаплазия
Психогигиена
Репродуктивное здоровье юношей и девушек
Зависимое поведение и его профилактика
Гипертоническая болезнь

Причины развития, симптомы, лечение и профилактика
Курение
Солнечный загар: польза и вред
Что такое целлюлит
Клиника и диагностика рака и меланомы кожи
Гигиена и профилактика в стоматологии
Как курение разрушает зубы
Симптомы и лечение холодовой аллергии
Осторожно: Тюбинг!
Что такое ценности семейной жизни
Антиоксиданты: зачем они нам нужны?
Бешенство не теряет своей актуальности!
Грипп: важная информация для каждого
Скандинавская ходьба
Поражение печени у COVID – инфицированных пациентов.
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА СЛУХ ЧЕЛОВЕКА

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

— Мой категорически не любил гулять, на улице все-время орал. Сравнивала с младшим, младший месяцев в 8 уже помогал одеваться (ну не всегда, но в хорошем настроении), а старший — всегда орал. Я потом уже поняла, что старший просто не хотел изменений и все. Он и сейчас редко спокойно собирается куда–либо.

— На улицу — с истерикой, с улицы — с истерикой. В ванну — с криком, из ванны — также. Далее составляющие можно менять.

Навязчивые движения, аутостимуляция (вращение руками, переливание/пересыпание чего-то, раскачивание/кружение, беспорядочный бег).

— Из самых ранних признаков наших были стимуляции с 6 месяцев где-то: аудиальные — кричал на разные голоса очень пронзительно — ему нравилось; визуальные — часами смотрели на льющуюся воду, крутящиеся колеса, огоньки; тактильные, вестибулярные — кружился, висел вниз головой.

— Начал кружиться и хороводиком бегать вокруг чего-либо. Вот они — ранние признаки….

— Бегал со скоростью света практически все время, не реагируя ни на что и врезаясь во все, что попадалось на пути. Было чувство, что ребенок не видит и не слышит окружающую действительность.

— Очень любил бросать камешки. Отвлечь от этого занятия было невозможно. Увести тоже, только с жуткой истерикой. И так изо дня в день.

Нарушение сна, не поддающиеся медикаментозному лечению.

— Плакал часто и много, не спал много и часто.

— Днем, если спал, то по 15-20 минут. Ночью спал 5-6 часов с 5-6 перерывами. Визиты к невропатологам мало чем помогали, часто реакция на лечение была обратной.

Патогенез (что происходит?) во время Аутизма у детей:

Многие исследователи считают, что причиной аутизма является первичный дефект в одной неврологической системе или одной психологической функции. Но также есть мнение, что аутизм возникает по причине специфического сочетания структурных или функциональных аномалий.

Нейробиологические исследования не показали очагового дефицита – практические все части мозга были вовлечены, ни одна локализация не была систематически подтверждена.

У части детей с аутизмом аномальная большая окружность головы и большой мозг, потому предполагается, что важны распространенные аномалии неврологического развития – более чем очаговые.

Предполагалось, что причина аутизма у детей кроется в первичном психологическом дефиците, но попытки доказать это оказались мало успешными. Признание получили две теории. Первая считает, что первичный дефицит при аутизме – в «Теории Разума», т.е. в способности приписывать себе и другим независимые психические состояния для того, чтобы предсказывать и объяснять действия. Потому аутистам сложно представлять точку зрения другого человека (со всеми вытекающими моделями поведения и последствиями). Но им легко осваивать умения, для которых требуется механическое или поведенческое понимание предметов и людей.

Другая теория гласит, что первичный дефицит при аутизме – в исполнительной функции и такого рода проблемами с планированием и организационными навыками, которые приводят к низкой результативности в тестах «фронтальной доли».

Другие исследователи, которые разбирались в теме первичного психологического дефицита при аутизме, говорят о врожденном нарушении способности эмоционально подстраиваться к другим и нарушенной способности синтезировать разную информацию, делая из нее выводы и продуцируя свои идеи.

Но ни одна из названных теорий не объясняет повторяющееся и стереотипное поведение детей с аутизмом, а также низкий IQ, который характерен для большинства таких детей.

Клиническая картина

Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни

Обращают на себя внимание следующие признаки:

  • позднее возникновение лепета;
  • мало улыбаются;
  • не фиксируют взгляд на других людях;
  • отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
  • не реагируют на собственное имя;
  • резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
  • после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.

У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.

В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:

  • длительное фиксирование взгляда на взрослом;
  • улыбка, обращенная к родителю;
  • вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
  • двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.

У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки. 

Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.

Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны. 

Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.

В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция:  они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.

Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут. 

Симптомы у детей младшего и школьного возраста

Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.

Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.

Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках

Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.

Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.

Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.

У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.

Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.

В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.

При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.

КАК ЛЕЧИТЬ АУТИЗМ?

Первое, что необходимо отметить, – лечение следует начать как можно раньше: в раннем детстве (до 2-ух лет), или как только поставлен диагноз.

Первый шаг – это микрополяризация головного мозга. Действие тока при процедуре микрополяризации напоминает электрические процессы самого мозга и позволяет выровнять работу мозговых центров речи, памяти, внимания и обучения. Воздействие на нервную систему постоянным слабым током, а также при помощи альтернативных физиотерапевтических методов лечения (лазером и магнитами) улучшает кровообращение, кровоснабжение мозга и активизируют мозговую деятельность.

Медикаментозное лечение при аутизме требуется далеко не всегда. Психотропные лекарства нередко дают обратный эффект и затормаживают мозговую активность. Проконсультируйтесь с врачом-неврологом и не забывайте, что лечение должно быть комплексным. Одни таблетки не способны дать тот толчок в развитии, который достигается при помощи методов физиотерапии и микрополяризации.

Нейромодуляция, достигнутая действием тока, лазера или магнита, дает хороший толчок в развитии ребенка с диагнозом аутизм. Тем не менее, лечение безусловно должно сопровождаться посещением занятий у психолога и логопеда, и проведением соответствующих мероприятий дома. Именно на таких занятиях ребенок способен раскрыть свой потенциал и продемонстрировать результат проведенного лечения.

Улучшению коммуникативных навыков и психологического состояния способствуют также поведенческая терапия, адаптивная физкультура, арт-терапия и терапия с использованием животных: иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапии.

Если вовремя начать лечение и приложить достаточно усилий, то ребенок, который изначально не говорил, может заговорить; ребенок, который испытывал трудности с коммуникацией, научится общению; можно скорректировать поведение, научить управлять эмоциональной реакцией, смотреть собеседнику в глаза и многому другому. Все это – в силах родителей, квалифицированных врачей и  педагогов.

Диагностика Аутизма у детей:

Аутизм у детей диагностируют по одновременному наличию трех признаков:

  1. коммуникативных нарушения
  2. трудностей в социальном взаимодействии
  3. повторяющегося, стереотипного поведения.

Причем следует учитывать, что они появляются, пока ребенку не исполнилось 3 года. Если же ему больше 3-х, врачу следует задуматься о другом диагнозе. Нейропсихологи для уточнения диагноза проводят исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний. Из указанных классификаций минимум 6 симптомов должно быть у ребенка, чтобы ему поставили диагноз «аутизм».

За ребенком нужно наблюдать в среде, которая является привычной для него. Следует провести интервью с родителями с применением стандартизированных документов. Применяют Опросник для диагностики аутизма. Анамнез собирается по Шкале наблюдения для диагностики аутизма.

Если ребенка госпитализировали, используют Оценочную Шкалу Детского Аутизма. Такие методы применяются в Европе и США, а в наших странах нет стандартов диагностики и соответствующе обученных врачей. Как правило, педиатр с трудом может заподозрить аутизм у малыша с нетипичным поведением, а родители часто умалчивают некоторые факты, очевидно, боясь страшного диагноза и отказываясь в него верить.

При подозрении на аутизм у ребенка следует провести медкомиссию, в составе специалистов должны быть психиатр, невролог и психолог, а также узкий специалист по заболеваниям аутистического спектра, родители и воспитатели (в случае посещения ребенком детсада).

Диагностика аутизма у детей усложнена тем, что данное заболевание сложно отличить от подобных. Это опасно, поскольку лечение аутизма не такое, как при умственной отсталости или шизофрении. Если ребенка лечить неправильно, аутист никогда не станет нормальным. Чем раньше начато лечение, тем большие результаты оно даст, позволив ребенку стать полноценным членом общества.

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Аутизм: диагноз или?

В МКБ-10, действующем до 2022 года классификаторе болезней, на который врачи опираются, заполняя карты, болезни с таким названием нет. Точнее, в подклассе «Общие расстройства психологического развития» есть детский аутизм и атипичный аутизм. Это два разных заболевания.

Детский аутизм проявляется до 3 лет и проявляется:

  1. задержками или аномалиями развития,
  2. нарушениями социального взаимодействия вообще и общения в частности,
  3. стереотипным или монотонным поведением.

Это — главные черты болезни. Они могут сопровождаться самоагрессией, избирательностью в еде, расстройствами сна, фобиями — но именно сопровождаться. Сами по себе эти признаки могут означать что угодно, но без триады основных признаков диагноз раннего детского аутизма (РДА) установить нельзя.

Атипичный аутизм — совсем другая болезнь. Развивается она после 3 лет и проявляется в первую очередь задержкой умственного развития, которая может быть как слабой, так и выраженной. Триада, характерная для детского аутизма, здесь отсутствует или выражены один или два признака, а остальные вправе не наблюдаться или быть стертыми. Наиболее точно такое состояние описывает термин-синоним из МКБ-10: умственная отсталость с чертами аутизма. То есть, первичны ментальные нарушения, которые сопровождаются отдельными особенностями, характерными для детского аутизма.

Взаимодействие с людьми

Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.

В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.

Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.

С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.

Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.

Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.

Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.

Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.

Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседника, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.

Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.

Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.

Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.

Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:

  • неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
  • невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
  • сложности в определении чужих намерений;
  • сложности в определении чужой взгляд на вещи;
  • трудности с осознанием неписаных правил общения;
  • невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
  • не могут отличить правду ото лжи.

Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.

В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью.

Прививки стимулируют возникновение аутизма и других нарушений развития у ребенка

Это не так. Более 20 лет назад в одном из самых престижных медицинских журналов “Lancet” было опубликовано исследование Эндрю Уэйкфилда, в котором утверждалось, что между вакцинацией и аутизмом есть непосредственная связь. Многие ученые по всему миру начали перепроверять это исследование и не смогли подтвердить данные, указанные в статье. Они потребовали предоставить исследовательские материалы, но Уэйкфилда их не было, и позже он признался, что данные исследования были сфабрикованы. Журнал отозвал статью, но было уже слишком поздно. Миф о том, что вакцинация вызывает РАС распространился по всему миру, и до сих пор, спустя уже 20 лет, многие продолжают в него верить.

При вакцинации есть некоторая вероятность получить осложнения. Как правило, наиболее часто они проявляются в виде температуры, которая держится от нескольких дней до недели. Осложнения, связанные с нарушениями развития, происходят крайне редко и только на фоне генетической предрасположенности ребенка. Прививка может стимулировать то, что и так было заложено в генетике человека. И в этом случае, если не вакцина, то что-то другое привело бы к развитию неврологических болезней, отставанию умственного развития или РАС. Но вероятность развития таких нарушений мала.

Выдержки из книги

Предлагаем вашему вниманию ознакомительный фрагмент из книги Александра Ивановича Беленко «Панические атаки и ВСД – нервные клетки восстанавливаются. Легкий способ запустить организм на выздоровление»

«Особое внимание в вариабельности сердечного ритма обращается на ригидный ритм. Его возникновение указывает, что вегетативная нервная система работает на последнем «издыхании», и это может иметь катастрофические последствия для человека

В мировой научной литературе уже есть отдельные публикации о том, что стойкий ригидный ритм – это предвестник остановки сердца, которое может произойти в течение года…»

Сенсорная чувствительность

Как заявляют сами аспергеры, их мир намного громче, чем у обычного человека. Это связано с повышенной чувствительностью к любым раздражителям, будь то запахи, прикосновения, звуки, или зрительные образы. Установлено, что подобное явление встречается примерно у 40% людей с СА. Реакцию сверхчувствительности может вызвать что угодно: температура воздуха, яркий свет, еда, одежда, например, колючая шерсть или этикетки на изнаночной стороне, прикосновения других людей либо их большие скопления.

Например, при езде в общественном транспорте (метро, поезде, автобусе), аспи, бывает, используют беруши или наушники, в которых звучит любимая музыка. Масса людей, духота и шум вызывают у них раздражение, выводят из равновесия и приводят к стрессовым состояниям. Музыка помогает отвлечься и успокоиться. Когда же обстановка становится крайне напряженной, им приходится покинуть ее, сойти с маршрута, чтобы постоять в одиночестве и насладиться тишиной, а затем продолжить свое движение пешком.

Есть специальные виды терапии, позволяющие справиться с сенсорными проблемами. Одна из них – сенсорная интеграционная терапия. Ее суть заключается в намеренном контакте с неприятными стимулами, происходящим постепенно и дозировано. Таким образом человек начинает привыкать к таким столкновениям, уже не ощущая раздражительности и паники.

Для аспергеров очень важно определить для себя метод или стратегию нейтрализации неприятных импульсов. Для некоторых таким решением становится небольшая доза алкоголя

Он, по мнению аспи, приглушает все навязчивые ощущения, помогает снизить уровень стресса. Кому-то требуется уединиться на некоторое время, побродить по пустым улицам, кто-то раскачивается на качелях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector