Расстройство аутистического спектра

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения,
такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.

Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм
часто влияет на возможности для получения образования и трудоустройства. Кроме того, семьям, обеспечивающим уход и поддержку, часто приходится довольно нелегко. Отношение общества и уровень поддержки, оказываемой местными и национальными властями,
являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.

Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.

Аутизм часто сопровождается другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания, а также неадекватным поведением. Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие состояния, включая
эпилепсию, депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также расстройство сна и неадекватное поведение, такое как склонность к самоповреждению. Интеллектуальные способности людей, страдающих от аутизма, варьируются
в широком диапазоне — от серьезных нарушений до высокого уровня интеллекта.

Что такое детский аутизм?

Детский аутизм – это многоликая, не до конца изученная болезнь. Ее можно охарактеризовать как нарушение, при котором у малыша возникает задержка психического развития, трудности с социальной адаптацией, речью и моторикой. Границы понятия «аутизм» размыты, не каждый врач может его диагностировать или дифференцировать от схожих нарушений, и, тем более, оказать помощь крохе.

Чтобы лучше понять, что это за заболевание, можно его представить как сочетание у маленького пациента трех трудностей с социальными – коммуникациями, воображением, взаимодействием.

Большинство семейных пар не готово к тому, что у них может родиться дитя с подобным диагнозом. Поэтому, когда появляются первые подозрения по поводу того, что малыш «не такой», родители в первую очередь пытаются понять, что стало причиной детского аутизма в их случае. Но конкретного ответа, к сожалению, обычно никто не получает.

Существуют несколько теорий, пытающихся объяснить, почему малыш рождается именно таким, но клинически они не подтверждены. Некоторые профессора уверены, что ответ кроется в генетике, наследственности, перенесенных во время беременности заболеваниях. Другие медики утверждают, что всему виной органическая недостаточность центральной нервной системы разной степени тяжести. В том числе, из-за перенесенных ребенком болезней, таких как энцефалит.

По какой бы причине не возникла болезнь, специальные занятия для детей с аутизмом могут кардинально изменить их поведение и мироощущение. Чем раньше начать лечение и реабилитацию, тем эффективней окажется помощь малышам с аутизмом.

Детей с «типичным» аутизмом не существует, ведь поведение и состояние больного может отличаться по степени выраженности. Но внимательные родители могут заметить патогномоничную симптоматику и у грудных детей.

Причинение вреда самому себе

В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

  • Может вырывать у себя волосы клочьями
  • Может сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены)
  • Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки)
  • Может кусать себя

Нарушение чувства опасности

Иногда при аутизме бывает нарушено чувство опасности

В этом случае ребенок может вести себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения, он не распознает ситуации, требующие осторожности, может стремиться к опасности и нарушать правила безопасности в одной и той же ситуации снова и снова, несмотря на полученный прежде негативный опыт. Это поведение тоже встречается не очень часто, многие дети с аутизмом, наоборот, боязливы и тревожны

Если же у ребенка чувство опасности снижено, то за ним нужно очень внимательно наблюдать: такое поведение может приводить к серьезным травмам.

Что такое расстройство аутистического спектра?

РАС – это общее понятие, которое включает в себя целый ряд особенностей развития

Важно знать, что аутизм – это не болезнь, а расстройство, которое существенно отражается на всей жизни человека. Проявления его варьируются очень широко: одним людям требуется пожизненная поддержка, а другие вполне могут жить и работать самостоятельно

В некоторых случаях такие особенности проявляются уже в самом младенчестве, а в других – становятся более очевидными только по мере взросления.

Как правило, черты аутизма проявляются в раннем возрасте. 

Начинать подозревать аутизм у маленького ребенка можно, если:

  • он не лепечет к 12 и не произносит слов к 16 месяцам;
  • на разные звуки реагирует, а на разговор с ним – нет;
  • не смотрит в глаза; — все время пытается в определенном порядке выстраивать игрушки или предметы;
  • не хочет, чтобы его обнимали;
  • не играет с другими и в придуманные игры.

Расовый состав населения

Человечество изменчиво до крайности. Многие биологи считают, что это самый изменчивый вид в живой природе. Подразделение человека внутри единственного ныне существующего вида трудно классифицировать в рамках традиционной биологической систематики. Обычно виды разделяются на подвиды, но подвиды животных и растений, как правило, разделены какими-то географическими барьерами и живут в разных местах. Например, амурский и бенгальский тигры никогда не пересекаются.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

С человечеством всё сложнее, потому что люди заселили всю планету и между их популяциями существует множество разных переходных вариантов. Поэтому версии вида Человек разумный (Homo sapiens), которые наиболее чётко отличаются от других, принято называть расами.

Они не имеют никаких критических различий и все содержат промежуточные разновидности, люди всех рас могут давать плодовитое потомство и имеют одинаковые группы крови. Все расы равны в филогенетическом и историческом смысле, нет более «примитивных» и более «прогрессивных», «низших» и «высших» рас.

Расы появились не одновременно. Человечество как вид возникло в Африке и потом расселилось сначала вдоль Индийского океана, потом на север, затем попало в Америку и заселило острова.

Фактически расы — это генетические варианты человечества. Гены анализировать трудно, хотя это уже предпринимается, но пока ещё чаще сравнивают морфологические признаки людей:

  • цвет кожи;
  • цвет волос;
  • цвет глаз;
  • форму и уплощённость лица;
  • выступание челюстей;
  • размер глаз;
  • толщину носа;
  • толщину губ;
  • в меньшей степени — пропорции и размеры тела, так как эти признаки индивидуально очень изменчивы.

Расы возникли в результате расселения людей по планете как следствие полового и естественного отбора в качестве приспособления к воздействию местных социальных и природных условий:

  • чёрный цвет кожи и волос, обусловленный содержанием большого количества пигмента меланина, защищает от воздействия ультрафиолета лучше белого и в тропиках все люди темнокожие;
  • светлая кожа даёт возможность получать какое-то количество ультрафиолета, чтобы вырабатывался витамин Д;
  • шапка курчавых волос имеет воздушную прослойку, что защищает голову от перегрева;
  • широкие ноздри необходимы для интенсивной теплоотдачи в процессе дыхания;
  • чем толще губы, тем больше площадь слизистой оболочки, через которую испаряется лишняя влага, что тоже способствует теплоотдаче;
  • узкий нос приспособлен для согревания воздуха.

Другие признаки, такие например, как небольшой разрез глаз у монголоидов и бушменов, появились, вероятно, вследствие полового отбора.

Расовые классификации были впервые выдвинуты ещё в XVII в. с тех пор она много раз переделывались. Самая классическая классификация — деление человечества на негроидов, монголоидов и европеоидов. Но это суперупрощённое деление, которое отражает реальность только в самом первом приближении. Согласно популяционной концепции, принятой в российской науке, рас гораздо больше, в дробных классификациях их более 100. Расы делят на основные, переходные и смешанные. Основных рас разные школы антропологии выделяют от 3 до 7, единой классификации в мире нет.

Основные и переходные расы

В результате генетических исследований конца XX — начала XXI веков многие генетики пришли к выводу о невозможности точного выделения рас, так как их отличия и сходство по внешним признакам не всегда совпадает с генетическими отличиями и сходством. В связи с этим и другими соображениями многие учёные считают термин «раса» в отношении человека утратившим научную актуальность. Но так считают не все учёные, в России расоведение — активно действующая наука.

С. Дробышевский пишет, что к отмене понятия призывают американские люди, далёкие от расоведения. Всё под влиянием борьбы за права разных групп людей, в том числе и по расовому признаку. Но расоведы и есть «настоящие борцы с расизмом» (С. Дробышевский).

Как происходит процесс социализации таких детей?

Обычно малыши интересуются миром и окружающими их людьми. К тому времени, как они достигают первого года жизни, активное взаимодействие с другими становится особенно заметным, они стараются установить зрительный контакт, повторять действия, слова и жесты других людей (махание ручкой «пока-пока», качание головой). Дети с типичным развитием также проявляют интерес к социальным играм, таким как прятки, ладушки. Но маленькие дети с РАС с трудом могут научиться взаимодействовать с другими людьми. Некоторых из них оно совсем не интересует, а некоторые, возможно, и хотели бы дружить, но не понимают, как установить дружеские отношения. Многим детям с аутизмом трудно соблюдать очередность и делиться. По этой причине дети часто не хотят с ними играть. Также у деток с РАС могут возникнуть проблемы с демонстрацией своих чувств или передачей их словами, они испытывают трудности в распознавании чувств других людей. У большинства аутистов присутствует обостренная чувствительность к прикосновениям, они могут не хотеть, чтобы их обнимали, и даже одевать некоторые виды одежды. Они часто ведут себя необычно: хлопают себя руками, раскачиваются, кружатся на одном месте – это также отдаляет от них других детей. В общем, социализация таких детей представляет собой непростую задачу и требует большого такта, терпения и специального обучения, так как, возможно, без помощи взрослых им не справится.

Аутизм и расстройства аутистического спектра. Что это?

Если полагаться на последние данные американских исследований, то в настоящее время 1 ребенок из 59 детей страдает типичным аутизмом или другими расстройствами аутистического спектра (РАС). Поэтому заметив определенные особенности в развитии ребенка, новоиспеченных родителей часто интересует лишь один вопрос: не аутизм ли это?

Сложность получения четкого ответа на него заключается в том, что аутистические расстройства лишены специфических, четко выраженных признаков. Состояние оценивается, как правило, посредством динамического наблюдения за ребенком и ретроспективно, т.е. на событиях, имевших место некоторое время назад. Между тем ранняя диагностика имеет если не ключевое значение, то во многом определяет развитие патологии, способность ребенка к коммуникации и социальному взаимодействию в будущем.

Понятие «аутизм» как состояние психического дезонтогенеза, т.е. нарушения развития психики, в мировой научной литературе появилось в 1943 году. Именно тогда австрийский и американский психиатр Лео Каннер опубликовал статью с результатами исследования 11 детей со схожей симптоматикой, которая заключалась в невозможности поддерживать обычные социальные контакты с другими людьми, и обозначил диагноз как «инфантильный аутизм».

Позже была выделена триада ключевых симптомов данного расстройства у детей, а само оно было названо по имени первооткрывателя каннеровским или истинным аутизмом.

Алиса Кудлач:

– Еще 10 лет назад мир в этом смысле делился строго на черное и белое: если у ребенка есть набор определенных признаков, значит есть аутизм. Если набора этих признаков нет, значит аутизма тоже нет. Только в 2011 году была сформирована концепция расстройств аутистического спектра (РАС), в которой каннеровский аутизм оказался лишь частью большой группы расстройств.

Помимо истинного аутизма, говорит эксперт, к группе РАС относятся, например:

  • первазивное расстройство развития (от английского pervasive – распространяющийся);
  • дезинтегративное расстройство личности (состояние, обусловленное ретроградным развитием психики);
  • синдром Аспергера;
  • синдром Ретта (генетически обусловленное заболевание, характеризующееся аутистическими симптомами и дополнительным спектром нарушений.

Поскольку была достоверно установлена генетическая природа патологии, синдром Ретта в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5)» был удален из классификации РАС, хотя в МКБ-10 он по-прежнему там фигурирует).

Классификация расстройств аутистического спектра

Условно РАС можно разделить на две большие группы:

  1. Высокофункциональные
  2. Низкофункциональные

Синдром Аспергера, например, относится к высокофункциональным расстройствам, т. е. нарушению социального взаимодействия с сохранностью интеллектуальных и когнитивных функций. Те состояния, которые сопровождаются нарушением когнитивно-мнестической сферы, классифицируются как низкофункциональные.

Алиса Кудлач:

– В самом начале, когда была сформирована концепция РАС, и еще лет 5-7 назад считалось, что аутистическим расстройствам подвержены 1-2 ребенка из одной тысячи детей. Те цифры, которые приводятся в настоящее время по распространенности РАС, звучат настораживающе в отношении «тихой эпидемии» данного заболевания. В частности, согласно последним данным американского Центра по контролю заболеваемости, основанным на нескольких рандомизированных исследованиях, сегодня от РАС страдает один ребенок из 59 детей.

В подавляющем большинстве случаев (до 95%) причина аутизма и в целом расстройств аутистического спектра неизвестна. Т.е. речь об идиопатическом нарушении. Ученые склоняются к генетической природе патологии, тем самым определяя РАС как врожденное состояние, которое характеризуется нарушением правильного, планомерного, поэтапного развития психики ребенка и ее функционирования в дальнейшем с широким перечнем неспецифических признаков.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Лечение РАС

  • Логопедия: у большинства детей с РАС возникают трудности в общении, и им будет полезно обратиться к логопеду, чтобы помочь им улучшить свои языковые и социальные навыки общения с другими людьми.
  • Медикаментозное лечение: может быть полезно в некоторых специфических ситуациях, особенно связанных с некоторыми из перечисленных выше проблем.
  • Поведенческая терапия: психолог может помочь определить триггеры поведенческих вспышек и помочь семье разработать способы избежать и / или справиться с этими проблемами.
  • Развитие социальных навыков: ABA терапевт работает один на один с малышом, чтобы помочь ему «научиться учиться» и развить навыки общения.
  • Трудотерапия: трудотерапевты могут помочь детям с повышенной чувствительностью к слуху, зрительному восприятию или прикосновению. Они также могут помочь с концентрацией внимания.
  • Изменения в окружающей среде: дети с РАС предпочитают структурированную и предсказуемую среду и рутину. Визуальные средства, такие как карточки с картинками (например, изображение кровати, на которую может указывать ребенок), могут быть очень полезны для улучшения понимания и общения детей и, следовательно, снижения стресса.
  • Настройки специального образования: существует ряд программ для детей с РАС. Если ваш ребенок посещает обычную школу, ему будет оказывать поддержку специальная группа, в том числе состоящая из учеников. Есть также специализированные школы, которые могут быть более подходящими для некоторых детей с РАС.

Возникновение термина

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.

Понятие «аутизм» (от греч. autos — «сам») впервые употребил швейцарский психиатр Ойген Блейлер (Eugen Bleuler) в 1911 году. Новый термин прозвучал в его работе «Раннее слабоумие или группа шизофрений». Блейлер среди первых исследовал шизофрению и аутизм причислял к одному из её проявлений. Этим понятием учёный обозначал форму мышления, для которой характерны ослабление или потеря контакта с реальностью. По мнению профессора Юты Фрит (Uta Frit), «аутистическое мышление в понимании Блейлера не имеет ничего общего с нашим сегодняшним представлением об аутизме».

«Первооткрывателем» аутизма считается психиатр Лео Каннер (о нём читайте в отдельной статье). В 1943 году он сделал первое систематическое описание этого расстройства в своей ключевой работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта». Он выявил и обобщил симптомы пациентов, актуальные для описания нарушения и по сей день: отклонения в коммуникации и при социальном взаимодействии, сложности в отношениях, ограниченные повторяющиеся действия и интересы. Для классификации симптомов он наблюдал за поведением пациентов и узнавал у родителей о семейном анамнезе, истории болезни и истории развития.

Лео Каннер

Каннеру принадлежит введение термина «ранний детский аутизм» (РДА) для описания совокупности симптомов у детей, которых он изучал. Среди 11 случаев его особый интерес вызывал ребёнок по имени Дэвид. Этот мальчик не общался с другими детьми, повторял фразы взрослых и постоянно повторял одни и те же движения.

Каннер так описывает Дэвида в своей работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта»:

«Он выглядит самодовольным… Он не замечает, что кто-то приходит или уходит, и как будто не рад видеть отца или мать или кого-либо из товарищей по игре. Кажется, что он вот-вот спрячется в свою раковину и останется весь в себе… На втором году у него развилась мания вращать блоки, миски и другие круглые предметы».

В 1944 году, год спустя после публикации Каннера, выходит труд австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера об «аутистической психопатии» в детском возрасте. Однако некоторые исследователи полагают, что Каннер не опередил Аспергера: в 1938 году Аспергер уже публично заявлял о детях с «аутистической психопатией». В том же году его речь была опубликована в венской газете.

Ганс Аспергер

Работа Каннера, проживавшего в то время в США, довольно быстро стала известной в англоязычных странах. Аспергер же писал по-немецки, и о его наблюдениях англоговорящее медицинское сообщество практически не знало почти 40 лет — до 80-х гг. XX века.

Описания пациентов двух великих исследователей во многом совпадали, несмотря на некоторые различия:

Признаки аутизма у школьников и подростков

С возрастом аутичные дети могут сталкиваться с еще большим количеством проблем в общении, социализации и поведении. В том числе это связано с повышением требований в школе, да и в обществе в целом.
У школьников и подростков с РАС часто наблюдаются следующие особенности:

  • потребности, буквально необходимость в рутинных, повторяющихся действиях;
  • предпочтение одиночества любому обществу;
  • отсутствие друзей и приятелей;
  • агрессия;
  • возбуждение, разочарование или злость из-за нарушения распорядка;
  • беспокойство;
  • сложности с ведением обычного разговора, в том числе с очередностью своих реплик;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение или слух;
  • одержимость конкретными темами или занятиями;
  • сложности с восприятием невербальных и социальных сигналов;
  • нахождение в необычной позе или повторяющиеся движения, такие как щелканье пальцами;
  • необычные или не подходящие выражения и интонации в разговоре.

Частые аутистические черты

Широта характеристик РАС внушительна и весьма варьируется от случая к случаю. При этом выраженность черт и даже их набор может значительно изменяться с течением времени – по ходу взросления или успехов в поведенческой и речевой терапии.

Распространённые черты при РАС:

  • Гиперактивное поведение: когда ребёнку трудно усидеть на месте
  • Тревожность: когда дети сильно волнуются (чаще всего в ожидании опасности или чего-то неизвестного) или боятся многих обыденных ситуаций
  • Навязчивые действия и стереотипии: когда дети снова и снова повторяют одно и то же действие или комплексный ритуал
  • Тики: странные движения с вовлечением разных групп мышц (мигание, гримасы, дёргания рук и плеч)
  • Агрессивные проявления к себе и другим
  • Проблемы со сном
  • Судорожные припадки

Причины

Согласно имеющимся научным данным, возможно, существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе факторы окружающей среды и генетики.

Имеющиеся эпидемиологические данные однозначно указывают на отсутствие причинно-следственной связи между расстройствами аутистического спектра и вакциной от кори, паротита и краснухи. Было обнаружено, что предыдущие исследования, указывавшие на наличие
такой причинно-следственной связи, имели методические недоработки (2)(3).

Точно так же не существует фактов, которые свидетельствовали бы о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Обзоры фактических данных о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия,
содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития РАС убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не повышают риск развития РАС.

Нарушения моторики

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС. Некоторые дети могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой.

  • Нарушение оценки расстояния до предмета также может приводить к моторной неловкости
  • Хождение на цыпочках
  • Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
  • Часто ребенок не может захватывать и удерживать руками мелкие предметы
  • Не может кататься на велосипеде или машинке-каталке с педалями
  • Поразительные способности к удержанию равновесия и одновременно заметная неуклюжесть
  • Может наблюдаться повышенное слюнотечение из-за проблем регуляции тонуса мышц рта и челюсти

Уникальная операция

Руководство больницы рекомендовало Датиашвили обработать раны на ногах и зашить их, но врач решил реплантировать (пришить) девочке стопы. Когда операция началась и Раса уже была под анестезией, оказалось, что необходимый для процедуры микроскоп закрыт в лаборатории. Чудом дверь в нужный кабинет удалось открыть.

Операцию проводили Рамаз Датиашвили, профессор Виктор Крылов, анестезиолог Юрий Назаров, кардиохирург Яков Бранд и операционная сестра Елена Антонюк. Через несколько часов Рамаз всех отпустил и завершал процедуру в одиночку.

На следующий день после операции журналисты назовут транспортировку Расы «эстафетой добра». Девочка проснулась знаменитой: со всего мира ей писали письма, присылали игрушки и фрукты. В больнице с ней находилась мама Дангуоле Волковлене, но, согласно воспоминаниям очевидцев, особой любви к девочке она не проявляла. Кроме того, по словам свидетелей, женщина регулярно выпивала.

«Мама пила часто. А вот папа алкашом не был и выпивал редко — по праздникам и иногда вечером. Мне неприятно, когда многие журналисты пишут, что папа и в момент трагедии был подвыпившим. Но это не так. Это была случайность, и зла на него я не держу», — рассказывает RT Раса.

  • Микрохирург Рамаз Датиашвили и трёхлетняя Раса Прасцевичуте
  • РИА Новости

Затем у Расы был период реабилитации, проходивший под надзором врача-физиотерапевта Татьяны Гунаевой. Она восемь раз в день делала девочке болезненный, но необходимый для восстановления массаж. Через две недели после начала терапии Раса начала самостоятельно ходить. Вскоре после этого мать с девочкой вернулись домой.

Первичный тест для родителей на наличие синдрома раннего детского аутизма у ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector