Алалия. симптомы, диагностика и лечение

Классификация

По локализации патологии мозговых структур различают следующие формы:

  • Моторная алалия (синоним «экспрессивная»).
  • Сенсорная (синоним «импрессивная»).
  • Сенсомоторная.
  • Оптическая (выделяется не во всех классификациях и многими авторами не признается).

Выделяются следующие этапы становления речи:

  • Доречевой период — это время до 1 года.
  • Начальный речевой — возраст до 2-х лет.
  • Развитие внутренней речи (импрессивной) — возраст 2-3 года, ребенок набирает символы речи.
  • Развитие внешней речи (экспрессивной) — возраст 3-4 года, происходит понимание ребенком и воспроизведение слов и предложений, то есть формируется фонетика и грамматика.
  • Завершение формирования речи — возраст 4-5 лет, когда происходит становление фонетики и грамматики.
  • При правильном речевом воспитании в 5-6 лет завершается развитие речевой системы.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи. Моторная алалия связана с нарушением функции рече-двигательного анализатора. Дети с такой патологией развиваются нормально, понимают речь, но не могут говорить или очень поздно начинают произносить отдельные «смазанные» слова. Заподозрить эту патологию можно с одного года жизни малыша. В речи детей возможна замена звука на другой, выпадение звуков, навязчивое воспроизведение слов и нарушается смысл самой речи. У таких детей резко ограничен запас слов. Из-за нарушений структуры слова речь малыша понимают только близкие. Моторные алалии бывают афферентные и эфферентные. Афферентная развивается при патологии в афферентной (моторной) части рече-двигательной системы. Это проявляется нарушением собственного ощущения тела, именно костно-мышечного ощущения.

Ребенок, когда воспроизводит слова, плохо координирует движения органов речи. Эфферентная возникает при повреждении (недоразвитии) премоторных зон. При этом страдает включение и переключение при речевом акте. Проявляется это тем, что первично у ребенка нарушается формирование речи, резкое ограничен словарный запас, нарушается структура слов. Речь такого ребенка понимают только родители.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Это тяжелое языковое расстройство, поскольку ребенок не понимает речи окружающих, так как у него недоразвита зона гностического анализатора. У детей сохранен слух и есть способности к активной речи, однако существует разрыв между звучанием и значением слов. Дети не понимают речь, поэтому возникают и другие нарушения — затрудненные контакты с людьми и задержка умственного развития. Такие дети пытаются общаться взглядами и жестами. Данную патологию можно заподозрить в 6-8 месяцев. Сначала родители могут заподозрить снижение слуха у ребенка, поскольку он никак не реагирует на звуки и речь. Отличить таких детей от слабослышащих можно проведя эксперимент — увеличение громкости речи не влияет на реакцию и понимание этой у ребенка. У детей более старшего возраста отмечается невнимательность к звукам, поэтому коррекционная работа с ними затруднена: они могут совсем не реагировать на звук, с трудом заучивают слова и запоминают их. Их словарь медленно обогащается.

Сенсомоторная алалия является комбинированной патологией и возникает при недоразвитии двух анализаторов гностического и кинестетического. Это самая тяжелая форма, поскольку нарушено и понимание речи, и говорение. Интеллект у таких детей первично сохранен. Детей с сенсомоторной алалией путают с аутистами

Работа начинается с сенсорного компонента — важно научить понимать речь, а после этого и воспроизводить ее. На понимание речи может уйти более полугода, а потом приступают к работе с моторным компонентом

Коррекция данной патологии длится в 2 раза дольше, чем отдельно взятой моторной и сенсорной алалии. Многие дети имеют нарушение моторной речи вторично.

Оптическая алалия возникает при недоразвитии теменных зон. Связана она с нарушением пространственного анализа и синтеза. У ребенка отмечается первичное недоразвитие внутренней речи, бедность запаса слов, не формируются падежные окончания.

Описание патологической дисфункции речи

Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.

Механизм алалии заключается в поражении зоны Вернике, Брока, расположенных в левом полушарии головного мозга. Взаимодействуя между собой, в норме они отвечают за воспроизведение речи и понимание информации. Если под воздействием каких-либо причин нарушается их работа, возникает речевая дисфункция.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной доли. Но часто отмечается смешанная симптоматика заболевания, что существенно затрудняет диагностику и составление плана лечения.

По каким признакам можно охарактеризовать данный вид речевого расстройства? Основные симптомы сенсорной алалии:

  • расторможенная речь – ребенок много и часто говорит, но невнятно; его сложно остановить, он не понимает, что ему говорят;
  • значительное отставание в интеллектуальном плане от сверстников;
  • малыш трудно воспринимает информацию на слух;
  • слабая координация движений, плохая мелкая моторика;
  • замена фонем на похожие;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • резкие перепады настроения: такие дети импульсивны, чересчур активны или, наоборот, замкнуты и безынициативны;
  • трудности при связывании названия предмета с образом.

На приеме у логопеда дети-алалики не могут назвать предмет, изображенный на картинке. В лучшем случае, это будет произношение ударного слога. Но, если сказать ребенку: «Покажи мне автобус», он это сделает. Так происходит, потому что у него ограниченный запас пассивных слов. Отличие сенсорной алалии от моторной в том, что во втором случае дети понимают, что говорят им родители и взрослые.

Любая из форм патологии требует лечения, так как может привести к умственному недоразвитию, инвалидности. Наиболее тяжелым является смешанный тип болезни, прогноз при которой редко положительный. Он будет проявляться разнообразными симптомами.

Сенсорная алалия у детей может сохраняться без лечения до 10 лет и старше, со временем будет нарушать другие сферы жизни, ухудшая ее качество. При дисфункции синтаксической стороны речи вам может казаться, что ребенок вас слышит, но на самом деле во время обращения к нему он будет заниматься посторонними делами. Так происходит, потому что он нечетко слышит, что именно ему говорят и не понимает, что от него хотят. В таких случаях невролог может сделать заключение, о том, что ребенок-аутист или имеет умственную отсталость. Но это на самом деле не так. В сравнении с другими формами речевой патологии, у таких детей хорошие умственные способности, память, понимание происходящего вокруг.

Развитие речи у детей проходит в индивидуальном порядке и зависит не только от внутренних функциональных причин, но и внешних. До полутора лет, как правило, врачи не говорят о ЗРР. Но если отставание от возрастной нормы сохраняется в 3-4 года, это повод обратиться к специалистам. Чем раньше диагностирована алалия и начата терапия, тем больше шансы ребенка на полноценное развитие.

Симптомы сенсомоторной алалии у детей

Клиническая картина характеризуется тяжелым расстройством речи. Если при моторной алалии страдает произношение, сенсорной — понимание речи и его анализ, то при сенсомоторной алалии затрагиваются оба компонента. Нарушение может затрагивать также центр ассоциаций — участок мозга, который контролирует построение фраз и предложений.

Разберемся в этих нарушениях подробнее:

  1. Расстройство экспрессивной речи выражается в неспособности воспроизводить звуки. При этом нарушений слуха нет, патология органов артикуляции тоже отсутствует. Ребенок произносит первое слово только к 3 – 4 годам. В разговоре он использует звукоподражания, жесты, лепет. Заменяет звуки или пропускает их, бесконтрольно повторяет слова, но не может повторить слова по просьбе, целенаправленно. Использует в основном имена существительные;
  2. Нарушение импрессивной речи характеризуется непониманием обращенной к нему речи. Хотя ребенок прекрасно слышит звуки, слова, но не может их анализировать и адекватно реагировать. В некоторых случаях отсутствует реакция даже на собственное имя. При этом он бессознательно повторяет слова, слоги, но по просьбе взрослого сделать это не может. Характерна логорея — многословие, но речь нечленораздельная, состоит из отдельных междометий, лепетных слов.

В незнакомой обстановке сенсомоторная алалия становится более выраженной. Например, если дома ребенок реагирует на слова мамы, правильно отвечает на них или реагирует соответственно, то в другом месте он абсолютно ничего не понимает и не реагирует.

Словарный запас ограниченный. Малыш не умеет склонять слова, путает падежи, числа, роды. Страдает грамматика, письменная речь, чтение. Из-за сложности с восприятием речи им сложно усваивать школьный материал.

Такие дети отличаются импульсивностью, неустойчивым эмоциональным фоном. Из-за этого не могут общаться с другими людьми, у них нет друзей. Обычно они держатся обособленно от коллектива. В дальнейшем это приводит к психологическим проблемам.

При сенсомоторной алалии тяжелой степени присоединяются неврологические нарушения и симптомы:

  1. Трудности с координацией и мелкой моторикой;
  2. Неуклюжесть;
  3. Когнитивные расстройства — нарушение памяти, внимания, концентрации;
  4. Неусидчивость, суетливость или наоборот, заторможенность и замедленность;
  5. Заикание;
  6. Энурез;
  7. Нарушения сна и аппетита.

Степени тяжести

В зависимости от глубины поражения головного мозга признаки сенсомоторной алалии у детей могут быть разной степени выраженности:

  • легкая степень характеризуется незначительными нарушениями — изменением последовательности звуков в слове, применением только простых фраз из 2 – 3 слов. Понять, о чем говорит ребенок, можно;
  • при сенсомоторной алалии средней тяжести понимание речи крохи затруднено, есть проблемы с произнесением звуков, построением даже простых фраз;
  • тяжелая степень сопровождается отсутствием реакции на чужую речь и отсутствием или затруднением собственной речи.

Лечение алалии

Так как данное заболевание является системным, то и подход к коррекции алалии должен быть комплексным. Терапевтические мероприятия включают в себя медикаментозное лечение, физиотерапию (электрофорез, магнитотерапия, водолечение, лазеротерапия, электростимуляция мозга и так далее).

Помимо этого, в обязательном порядке проводится тренировка навыков речи под руководством опытного логопеда. Этот специалист не только учит малыша правильно говорить, но и проводит огромную работу по коррекции таких важных функций, как память, концентрация внимания и так далее.

При симптомах моторной алалии основной акцент делается на правильное произношение звуков, развитие навыков складывания слов в предложения, стимуляции речевой деятельности. Хорошие результаты дают занятия лого ритмикой и логопедический массаж.

При сенсорной алалии у детей специалист учит ребенка различать речь других людей, распознавать слова, связывать между собой визуальный образ предмета и его речевое обозначение.

Основными направлениями терапии алалии являются:

1. Медикаментозное лечение. Ребенку назначают лекарственные средства, которые стимулируют мозговое кровообращение. Кроме этого, малыш должен правильно и сбалансированно питаться. Дополнительно показан прием витаминов группы В (В12, В15).

2. Занятия с логопедом. Это основа терапии алалии. Занятия могут проводиться как в условиях специальной школы, так и в индивидуальном порядке. Для того чтобы достичь результата занятия должны быть продолжительными, систематическими, что требует большого терпения как от ребенка, так и от его родителей.

Занятия с логопедом при алалии

В результате напряженных занятий с логопедом качество речи ребенка начинает улучшаться. Он учится распознавать чужую речь, начинает правильно произносить отдельные слова и слоги, приобретает навыки увязывания визуального изображения предмета с его звуковым обозначением. Далее ребенок начинает правильно складывать слова в предложения, учится правильно ставить окончания.

Помимо занятий, направленных на коррекцию речи, специалист проводит с ребенком занятия, направленные на стимулирование мелкой моторики (собирание конструктора, лепка, рисование, вырезание и так далее).

Очень важно, чтобы дополнительно с ребенком занимались родители. Именно от них во многом зависит успех лечения

3. Рефлексотерапия. Суть данной методики заключается в раздражении электрическими импульсами нужных участков мозга для стимуляции их работы, что существенно облегчает обучение ребенка. Рефлексотерапию разрешено проводить детям в возрасте 9 лет и старше.

4. Физиотерапия. Назначается в зависимости от текущего состояния маленького пациента, проводится курсами. Может включать в себя лечение лазером, магнитотерапию, водолечение и целый ряд других методик.

5. Логопедический массаж. Дополняет другие методы терапии. С его помощью удается активизировать отдельные мышцы рта, которые отвечают за четкость и правильность произношения. Массаж должен делать опытный специалист. Процедура выполняется при помощи специального зонда или вручную. Помимо массажа речевые мышцы развивают при помощи специальных упражнений.

Терапия заболевания проводится в специализированных коррекционных центрах либо детских садах.

Клиническая картина

Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи. Различают моторную алалию, развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока), и сенсорную алалию, возникающую при поражении височной области левого полушария (центр Вернике). Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются и сенсорные, семантические нарушения. Может быть тотальная алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи. У детей могут быть и семантические расстройства речи, когда при сохранности понимания обиходной речи нарушено понимание значения более сложных слов. Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи

Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.

Моторная алалия характеризуется нарушением экспрессивной речи при достаточной сохранности ее понимания.

В норме у ребенка вначале развивается лепетная речь при отчетливо выраженной мимике и жестикуляции

Отсутствие лепета в возрасте старше года должно привлечь серьезное внимание родителей и персонала детских учреждений. При отсутствии речи до 2,5—3 лет можно предполагать, что у ребенка алалия

Дети с моторной алалией отличаются речевой инактивностью; даже обладая определенными речевыми возможностями, они отказываются говорить, проявляя своеобразный речевой негативизм. Овладев артикуляцией речи, ребенок с алалией испытывает трудности в произнесении звукосочетаний, у него наблюдаются перемещения фонем, персеверации (повторение одного какого-либо звука или слова), упрощения. Так, вместо «ау» он произносит «уа» или «уу», вместо «ауо» — «ао». У ребенка с алалией наблюдаются слоговые парафразии: «ломоток» вместо «молоток» и тому подобное.

С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, которые с накоплением словарного запаса увеличиваются в противоположность их уменьшению у нормально развивающегося ребенка. Аграмматизмы у детей с алалией стойки и выражаются не только в неправильных падежных окончаниях, окончаниях по родам и числам, не только в употреблении глаголов в неопределенной форме и имен существительных в именительном падеже, но и в отсутствии предлогов, союзов, наречий. Нарушения моторной функции речи у ребенка отражаются и на ее понимании.

В процессе обучения ребенка с алалией в его речи постепенно появляются предлоги, союзы, становится доступной формулировка отдельных коротких мыслей; однако сохраняется недостаточная речевая активность, ребенок с алалией (в сравнении со здоровым ребенком такого же возраста) затрудняется в словесной формулировке виденного и в пересказе прочитанного. Письмо ребенка отражает весь путь его речевого развития: оно аграмматично, изобилует буквенными, слоговыми и словесными парафазиями.

Иногда у детей с моторной алалией в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания ребенком речи при сохранности элементарных слуховых восприятий. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха. Случаи изолированной сенсорной алалии редки. В противоположность детям с моторной алалией, больные сенсорной алалией проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком.

Меры по предупреждению патологии

Профилактика диспраксии начинается с момента беременности, в течение которого необходимо выполнять все рекомендации, данные врачами. Также будущая мама должна избегать травматизации, чтобы не навредить малышу.

Обязательные рекомендации для профилактики возникновения дефекта речи:

  • диспансерное наблюдение беременной, своевременная сдача анализов;
  • бережное отношение к собственному здоровью, правильный образ жизни с полноценным режимом питания и отдыха;
  • соблюдение всех предписаний врача, прием витаминов при необходимости;
  • создание оптимальных условий для развития малыша, благоприятный микроклимат.

Прогноз сенсорной алалии при ранней диагностике положительный. Уделяйте время развитию крохи, не усаживайте его перед гаджетом. Чтобы не столкнуться с дефектами речи, необходимо общаться с ним, полезным будет общение со сверстниками. При отсутствии коррекционных мероприятий задержка речевого развития отражается на адаптации в детском коллективе, у ребенка могут возникнуть нарушения психологического характера.

Без постороннего вмешательства речь спонтанно не будет развиваться. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, схему терапии определяет только квалифицированный специалист. Коррекционная методика при алалии подбирается с учетом специфики речевого расстройства, особенностей характера крохи, его интересов и компенсаторных возможностей организма. Успех лечения зависит также от ликвидации неврологического заболевания у ребенка.

Обратите внимание! Наш логопедический портал и его читатели высоко оценили качество услуг логопедического центра «Лидер». ★★★★★ Это единственный центр в Москве и в Центральной России, где работают профессионалы, главный принцип которых — это исправление любых дефектов речи в кратчайшие сроки, в том числе и дистанционно онлайн

Перейти на сайт центра речи «Лидер» >>>

Причины и симптомы алалии у детей

Причины возникновения заболевания кроются в особенностях внутриутробного или раннего (до трех лет) развития ребенка:

  • Гипоксия плода или асфиксия новорожденного.
  • Внутриутробное инфицирование плода, приведшее к органическим повреждениям головного мозга.
  • Травматизация будущей матери (падения, удары по животу).
  • Тяжелые заболевания беременной хронического характера.
  • Любые патологии родоразрешения, в том числе внутричерепная травма ребенка.
  • В первые годы жизни ребенок перенес тяжелые и/или продолжительные болезни, оперативное вмешательство с общим наркозом.

Неблагоприятная обстановка в семье, неудовлетворительные социальные условия усугубляют вред, нанесенный основными этиологическими факторами.

Алалия симптомы:

  • Моторная алалия – нарушения координации движений и моторики, памяти, гиперактивность или заторможенность, быстрая утомляемость. Речь практически не развивается или развивается с большой задержкой, медленно, с нарушениями, словарный запас ограничен, ребенок использует короткие предложения. По причине речевой дисфункции постепенно начинает страдать интеллектуальное развитие.
  • Сенсорная алалия – ребенок не говорит, но очень старается, воспроизводит звуки и звукосочетания, которые не имеют смысла. С целью общения ребенок активно использует мимику, жесты. Нарушение процессов развития речи становится причиной отклонений в поведении, отставания в интеллектуальном развитии, могут начаться психические отклонения.

Данные статистика свидетельствуют о том, что алалия моторная или сенсорная в чистом виде встречается не часто. Диагностируется преимущественно сенсомоторная форма патологии.

Способы диагностики алалии

Комплексное обследование ребенка состоит из осмотра педиатра, логопеда, психолога, невролога, отоларинголога. При необходимости оценивают состояние здоровья матери в период беременности.

Для оценки состояния головного мозга применяют МРТ, ЭЭГ, эхоэнцефалографию. Методы безболезненны и не представляют опасности для ребенка. Обязательной является дифференциация сенсорной алалии с тугоухостью. Для этого проводят аудиометрию, отоскопию.

Задача диагностики состоит в определении характера и степени тяжести нарушений. Психолого-педагогическая экспертиза предоставляет заключение о познавательной сфере.

Ставим диагноз

Диагностику сенсорно-моторной алалии затрудняет зависимость поведения ребенка от обстановки. В незнакомом месте нарушения речи могут выглядеть как полное ее отсутствие, вплоть до отсутствия реакции на имя. Искажаются и другие симптомы. Поэтому для установления точного диагноза иногда требуется несколько визитов.

Первичный диагноз может заподозрить участковый терапевт, но для точной диагностики и разработки плана лечения необходимо три специалиста. Это оториноларинголог (а иногда и сурдолог), невролог, нейропсихолог и логопед

Они обращают внимание не только на уровень развития речи, но и на другие симптомы сенсомоторной алалии у детей:

  • повышенную импульсивность;
  • перепады настроения;
  • острая реакция на раздражители обычной силы (звук, свет);
  • нарушения координации;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • расстройства памяти;
  • неусидчивость или заторможенность;
  • невротические явления — заикание, энурез;
  • расстройства сна;
  • нарушения аппетита.

При диагностике в первую очередь исключают нарушения слуха, затем — аутизм и другие болезни психики, задержку умственного развития. Затем определяются с типом алалии — сенсорным, моторным или смешанным. Диагностировать нарушения в работе речевых центров головного мозга может невролог, но чтобы точно установить конкретный тип заболевания, ему необходима помощь других специалистов.

Нередко встречается две болезни у одного пациента — сенсомоторная алалия с аутичными чертами; симптомы этих двух состояний порой схожи, но к характерным для алалии проблемы добавляются:

  1. стереотипные движения,
  2. узкий круг интересов,
  3. обедненная эмоциональная сфера,
  4. копирование речи окружающих и выраженная эхолалия,
  5. сложности с самообслуживанием.

В таких случаях крайне важно установить оба диагноза, определить степень их выраженности и подобрать терапию для ребенка

Причины развития сенсомоторной алалии у детей

Нарушения, которые могут привести к развитию этого заболевания, нередко возникают еще в период внутриутробного развития плода. Это происходит на этапах формирования мозга. Неверное развитие речевых центров у маленьких детей происходит в результате влияния многих факторов. Вот только некоторые из них:

  1. Между ребенком и матерью есть резус-конфликт.
  2. Преждевременные роды, появление глубоко недоношенного ребенка.
  3. Влияние различных внутриутробных инфекций.
  4. Получение грудничком родовой травмы.
  5. Гипоксия плода, асфиксия в результате обматывания шеи пуповиной.
  6. Недостаточность развития плаценты.
  7. Всевозможные угрозы в процессе вынашивания ребенка матерью.

Повлиять на появление проблемы еще в период беременности могут:

  • вредные привычки у матери;
  • ведение неправильного образа жизни (особенно в первом триместре);
  • сильный токсикоз;
  • гестоз;
  • получение физических травм матерью в результате падения и не только.

В раннем детстве алалия может развиться по причине перенесения малышом гнойного менингита, краснухи, энцефалита и ряда других сложных болезней. Также проблемы с развитием речи могут стать следствием черепно-мозговой травмы. Спровоцировать болезнь способны наследственный фактор или перенесенный общий наркоз.

Дети, у которых диагностирована сенсомоторная алалия, постоянно пребывают в зоне риска. Это связано с тем, что у таких малышей чаще развиваются эндокринные заболевания, рахит, различные пневмонии, они больше подвержены острым респираторно-вирусным инфекциям.

В отдельных случаях смешанные формы алалии становятся следствием серьезной педагогической запущенности

Такое нередко происходит в семьях, где со стороны родителей и других членов семьи к ребенку не проявляется внимание: с ним практически не общаются и никак не занимаются. Дефект редко появляется у детей в проблемных семьях, где подрастают старшие братики и сестрички

Диагноз сенсомоторной алалии можно поставить ребенку в возрасте от 2-х лет. В этот период дети, как правило, уже достаточно хорошо понимают, что им говорят окружающие, могут самостоятельно произносить отдельные несложные слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector