Заикание у взрослых

Ребенок начал заикаться в 3 года

Наиболее частую фразу, которую мы слышим на консультации: «Ребенок начал заикаться в 3 года» И это действительно так и есть. В 3 года активно формируется речь ребенка, и любые отрицательные факторы могут нарушить ее формирование. Заикание может начинаться в 2 года, 2,5 года, в 3 года, в 3,5 года, в 4 года, в 5 лет, в 6 лет, в 7 лет и более старшем возрасте. А если ребенок эмоциональный, все переживает, часто волнуется, слабый, капризный, нервный, то самый малейший фактор может вызвать заикание, и ребенок начинает заикаться. При увеличении умственной нагрузки, например, поход в школу (в первый класс), ребенок заикается все больше и больше. А насмешки одноклассников усугубляют заикание и ведут к развитию такого тяжелейшего заболевания, как детский невроз. Ребенок замыкается, перестает отвечать на уроках, хотя учебный материал отлично знает, получает двойки.   
 

Когда ребенок начинает заикаться? Почему люди заикаются? Почему ребенок заикается? Стал заикаться? Не беда!

Отчего люди заикаются? Почему люди заикаются? По данным частной медицинской практики Сарклиник установлено, что чаще всего ребенок начинает заикаться в возрасте 2,5 года, 3 года, 3,5 года, 4 года, 5 лет. Чаще после испуга, а иногда после стрессовой ситуации или ссоры в семье между родителями. Ребенок может испугаться чего угодно: наблюдались испуг собакой, испуг коровой, испуг мотоциклом, испуг машиной, испуг пожаром, испуг громкой музыкой, руганью, испуг криками, испуг при закрывании ребенка в темной комнате, переживания и испуг из-за рождения другого ребенка в семье,  испуг Бабой-Ягой, Бармалеем, Бабайкой и т. д. Заикание может встречаться у детей (детской заикание, заикающиеся дети – мальчик, девочка), у подростков (подростковое заикание, заикающиеся подростки, девушка заикается, парень заикается), у взрослых (взрослое заикание, заикающиеся взрослые). У подростков заикание может быть следствием невроза, стрессовых ситуаций, экзаменов, любовных переживаний, сексуальных проблем, неурядиц в семье, конфликтах со сверстниками и взрослыми. У взрослых заикание может быть из-за того, что родители не вылечили его в детском или подростковом возрасте, или возникать после сильных стрессов.
 

Традиционные методы коррекции

6 советов, как избавиться от заикания самостоятельно подростку

Существует много информации касательно заикания, в частности что недугом в 3 раза чаще страдают мальчики, нежели девочки, а также латентные левши. То есть те, кого в детстве переучили писать правой рукой. Таким образом получается своеобразный резонанс между правым и левым полушарием. То есть в конфликт вступает кора головного мозга и подкорок. Благодаря этому не получается урегулировать их работу, в результате чего и наблюдается заикание. В детском возрасте существует несколько методик, позволяющих избавиться от заикания.

6 советов как избавиться от заикания самостоятельно подростку:

  1. Артикуляционная гимнастика. В ходе занятий укрепляются лицевые мышцы, а также мышцы губ и языка. Это позволяет улучшить речь и произношение отдельных звуков. 
  2. Развитие дыхания. Очень часто детям, страдающим от заикания, советуют музыкальную школу по классу духовых инструментов. Таким образом человек учится правильно дышать, чтобы издавать необходимые звуки во время игры на трубе, саксофоне. 
  3. Пение. Человек как бы уравновешивает речевой центр вместе с ассоциативным. Специалисты замечают, что очень много людей, которые хорошо играют на духовых инструментах, поют в хоре, но при этом все равно заикаются. Иногда занятия неэффективны. В основном в детском возрасте часто используют тонированную речь, декламацию, также монотонное, ритмичное произношение. Таким образом необходимо постараться произносить слова как-бы разбивая их на слоги.
  4. Уравновесить работу двух полушарий можно прохлопыванием ладонью ритма. Необходимо во время произношения отбивать ритм и говорить слова по слогам. Это позволяет уравновесить работу правого и левого полушария мозга. Необходимо разговаривать монотонной речью, без эмоциональных выделений, все время на одной ноте. 
  5. Рекомендуется совмещать несколько видов речи. Необходимо попеременно говорить то медленно, то низким голосом, или монотонно. Таким образом человек учится быстро переключаться с одной интонации на другую и уравновешивать работу мозговых центров.
  6. Необходимо также дышать правильно. В этом помогут аутотренинги и дыхательные упражнения под счет. Человек научиться контролировать свое дыхание, тем самым правильно произносить слова. Необходимо также при первых нарушениях речи у ребенка обращаться к дефектологу, логопеду. Необязательно на самых начальных этапах ребенок будет заикаться. Изначально может наблюдаться замедление голосового ритма, или наоборот, проглатывание слов. Очень часто дети быстро проговаривают слова, тем самым глотая некоторые звуки и буквы. Впоследствии это может стать причиной развития заикания.

Работа с дефектологом

Когда круг разрывается

— А может быть сразу заболевание тяжелой степени?

Статья по теме

Работа над ошибками. Могут ли общественники «залезть» в историю болезни?

Что касается периодов формирования заикания, то здесь нужно учитывать и физиологическое состояние ребенка. Есть такие дети, у которых была задержка формирования речи, и она начинает бурно развиваться.   В этом случае могут быть физиологическое запинки, которые часто путают с заиканием, хотя на самом деле это таковым не является. Просто у ребенка речевой аппарат не успевает за мыслями, он не успевает сформировать их в слова, предложения. Такое нередко бывает в периоды активного формирования речи.

Что касается неврозоподобного заикания, то здесь нужно учитывать, что у ребенка есть три физиологических возрастных кризиса: в три года, в 6-7 лет и в 12-13 лет. В эти периоды заикание чаще появляется впервые и может усугубляться при его наличии.

— Неврозоподобные заикания могут остаться на всю жизнь или они точно так же внезапно исчезают?

Статья по теме

Не утерянные надежды. Как принять диагноз «аутизм»?

— Это всегда зависит от самого человека, если он желает избавиться от этого дефекта, то он это сделает. Для этого нужно научиться правильно дышать, делать артикуляционную гимнастику, говорить на выдохе. Кстати, именно поэтому не заикаются при пении, ведь поют на выдохе. А когда человек говорит, он забывает о дыхании и может говорить как выдохе, так и на вдохе. Под руководством логопеда родители шьют для своего ребенка специальные пояса, чтобы выработать правильное дыхание.

Заикание лечится только благодаря усилиям человека, медикаментозно мы лишь облегчаем состояние. Но если человек не хочет избавиться от этого дефекта, то сколько бы с ним ни работали, он от него не избавится.

— Кстати, часто заикающийся человек начинает нормально говорить не только при пении, но и после того как выпьет некоторое количество алкоголя. Чем это объясняется?

Что такое заикание? Секреты нашего мозга

Как правильно вести себя мамам и папам малышей, страдающих от заикания?

Сократите любые эмоциональные нагрузки ребенка. Оградите малыша от прослушивания громкой музыки, агрессивных игр, длительного просмотра телепередач
Приучите ребенка к прослушиванию спокойной классической музыки
Играйте с малышом, читайте ему добрые сказки, рассказывайте обо всех полученных положительных эмоциях
·Контролируйте отдых ребенка. Следите за режимом

Обязательно совершайте прогулки, выезжайте на природу, занимайтесь гимнастикой
На всем протяжении лечения патологии важно обеспечить ребенку доброжелательную обстановку. Не стоит критиковать и ругать малыша, если у него сохраняется дефект

Напротив, важно поощрять даже тот факт, что ребенок начал лечение, увлекся им, не боится посещать логопеда и другие сопутствующие занятия.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития

Как избавиться от заикания

Врачи рекомендуют при заикании:

Медикаментозное лечение – лечение препаратами, в основном транквилизаторами, подробнее . Думаю, 99% заикающихся пробовали какие либо препараты, в надежде на заветное исцеления. По опыту могу сказать, что на самых ранних стадиях, как только ребенок начинает заикаться, препараты действительно имеют не плохой шанс убрать заикание в момент его развития. К сожалению, если момент упущен, а это максимум 2-3 месяца после первых признаков заикания, медикаменты, в частности фенибут, глицин и другие, уже не обеспечивают положительный эффект.

Избавление от заикания при помощи логопедии по моему опыту — самая действенная вещь! 100% людей, которые справились с заиканием уже в старшем возрасте (в нашем случае это старше 10-12 лет), сделали это при помощи логопедии (на момент написания статья их более 90 человек). Но не той логопедии, которую преподают в учебных заведениях, а специальную, направленную на масштабное усиление групп мышц, которые блокируются заиканием во время речи. Об этом методе я подробно расскажу ниже.

Психологическая помощь – психологическая поддержка конечно важна, но от заикания не лечит. Даже если вы сидите один и совершенно спокойны, то все равно будете заикаться, хоть и меньше.А некоторые психологи учат жить с заиканием, а не бороться с ним. Не поддавайтесь, с заиканием обязательно нужно бороться! Заикание просто зачеркивает жизнь, стремления и желания разбиваются об эту стену. В современном мире речь это огромная составляющая успеха, заикающегося не возьмут никогда на руководящую должность, я это испытал на себе. Добиться высокооплачиваемой, престижной работы для заикающегося практически не реально.

Обзор

Шизофрения — это хроническое психическое расстройство, вызывающее ряд различных психических симптомов, например, галлюцинации и изменение в поведении. Врачи часто называют шизофрению психотическим заболеванием. Это значит, что иногда человек не в состоянии отличить собственные мысли и идеи от реальности.

Точная причина шизофрении неизвестна. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что это расстройство связано с комбинированным влиянием генетики и факторов окружающей среды. Считается, что определенные внутренние предпосылки делают вас более подверженным шизофрении, а определенные ситуации могут спровоцировать развитие заболевания.

Заблуждения по поводу шизофрении

Бытует мнение, что люди с шизофренией страдают раздвоением личности, что они могут вести себя совершенно нормально в данный момент, а в следующий момент внезапно начинают вести себя нелогично или эксцентрично — это не так.

Связь между насилием и шизофренией действительно существует, но средства массовой информации часто ее преувеличивают, придавая широкой огласке акты насилия, совершенные людьми с шизофренией. Тем самым они создают ложное представление о том, что подобные действия совершаются часто.

Шизофрения — одно из наиболее распространенных серьезных психических расстройств. Примерно у одного из 100 человек в течение жизни разовьется шизофрения, но многие больные продолжат вести нормальный образ жизни.

Чаще всего шизофрения диагностируется в возрасте от 15 до 35 лет. Мужчины и женщины заболевают одинаково часто. Не существует единой методики обследования, помогающей диагностировать шизофрению. Чаще всего диагноз ставится после оценки специалистом по психическому здоровью, например, психиатром.

Очень важно диагностировать шизофрению на ранней стадии, так как шансы выздоровления тем выше, чем раньше начнется лечение. Как правило, шизофрения лечится с помощью антипсихотических препаратов и когнитивной поведенческой терапии

Многие излечиваются от шизофрении, но иногда симптомы могут возвращаться (происходит рецидив). Лекарственная поддержка помогает снизить влияние заболевания на жизнь заболевшего человека

Как правило, шизофрения лечится с помощью антипсихотических препаратов и когнитивной поведенческой терапии. Многие излечиваются от шизофрении, но иногда симптомы могут возвращаться (происходит рецидив). Лекарственная поддержка помогает снизить влияние заболевания на жизнь заболевшего человека.

Причины и факторы заикания

Основной возраст формирования дефекта начинается с 2 лет до 7. Именно в этом возрасте могут наблюдаться нарушения речи. Если этот этап прошел с нормально, то ждать заикания уже не стоит.

Бытует мнение, что нарушение возникает на фоне испуга или сильного стресса. Этот факт прав лишь отчасти. Ведь много детей испытывают страх, но не все становятся заиками. Нервное напряжения является «спусковым механизмом» для начала заболевания. Если предрасположенности и предпосылок нет, то дефекта не возникнет.

Причины заикания:

  1. Наследственная передача – проводилось достаточно много исследований, и точного ответа о генетическом программировании недуга нет. Но предаваться могут слабости речевого центра мозга, особенности психики, неврологические нарушения.
  2. Нарушение развития речи – заикание может возникнуть из-за слишком бурного начала. Желание говорить не совпадает с возможностями речевого аппарата, ребенок пытается говорить быстро, часто, что ведет к запинкам. Но верно и обратное – длительная задержка в речи также может приводить к заиканию.
  3. Особенности психики – «подвижная» нервная система наиболее восприимчива к стрессам. Агрессивная окружающая среда вокруг такого ребенка нередко приводит к дефекту, особенно на фоне эмоциональных переживаний (ссоры родителей, проблемы в саду или школе).
  4. Травмы или заболевания – нарушение может возникнуть на фоне органических повреждений мозга. Причем этот фактор может привести к заиканию даже во взрослом возрасте. Наиболее распространенными причинами являются ДЦП, черепно-мозговая травма, инсульт и родовая травма.

Недуг связан с процессами в правом «эмоциональном» полушарии. Поэтому часто речевые нарушения возникают при переучивании левшей.

Интересный факт: близнецы всегда страдают заиканием одновременно, в то время как двойняшки могут «болеть» по одиночке.

Почему люди заикаются

Симптомы

Основные признаки нарушения речи состоят в следующем:

  • спазмы речевого аппарата при произнесении ребенком звуков;
  • затяжные паузы между произносимыми звуками;
  • повторение слогов и звуков, слов.

Однако выделяют и косвенные признаки, сопровождающие основные симптомы. К таковым относят:

  • раздражительность;
  • проблемы с коммуникацией, избегание общения;
  • агрессивность;
  • слезливость, обидчивость.

При диагностике заикания у детей врач уделит внимание психологическому состоянию. Сопровождать недуг может замкнутость, отказ от общения со сверстниками и взрослыми, нервные тики, страхи, тревожность, фобии и пр

Иногда ребенок, страдающий нарушением речи, может также мучиться от бессонницы, сниженного аппетита, расстройства функции желудочно-кишечного тракта.

Если заикание не лечить вовремя, есть вероятность развития социофобии, ночного энуреза и других недугов. Родители должны понимать, что заикание не всегда проходит самостоятельно, принимать меры необходимо, чтобы недуг не оставил отпечатка на личности ребенка. При отказе от мер коррекции дети могут испытывать трудности с выстраиванием отношений с окружающими, часто возникают задержки развития.

Что нужно для преодоления заикания у взрослого

Для преодоления заикания взрослому нужно:

— Разобраться в причинах проблемы

— Понять механизмы возникновения речевых ступоров на уровне причинно-следственных связей

— Осознать природу своей проблемы и реальный потенциал собственной речи

— Разобрать «от и до» решения для переучивания заикающихся на нормальную речь

— С регулярной обратной связью научиться правильно анализировать весь свой речевой опыт

— Почувствовать способность влияния на качество и лёгкость своей речи

— Закрепить на бессознательном уровне нормальные ощущения в процессе передачи информации. Нормальные ощущения = отсутствие сомнений = свободная речь.


Watch this video on YouTube

Это всё возможно с помощью планомерно-поэтапного формирования необходимого реагирования на физическом, эмоциональном, ментальном и духовном уровне. Простыми советами или логопедическим упражнениями тут не отделаешься. Напротив, в виду неправильных самостоятельных экспериментов зачастую наблюдается лишь ухудшение речи. В процессе преодоления заикания существует много тонкостей. Подробнее можно узнать на .

Причины

Мы перечислим самые распространённые причины появления заикания у детей возрастом от 3 до 5 лет. Данная патология может возникать по целому ряду причин, быть врожденной или приобретенной.

К врожденным факторам развития дефекта относят:

  1. Разного рода патологии при беременности и вынашивании плода (кислородное голодание, инфекционные процессы и др.).
  2. Проблемы во время родового периода (травмы, ранние роды и др.).
  3. Генетическую предрасположенность по одной из линий родства.
  4. Индивидуальные особенности личности, особенности нервной системы  (преобладания процессов возбудимости, гипертревожность).

Приобретенное заикание провоцируется:

  • Шоковая травма. Смерть одного из родителей или значимого близкого. Хронический стресс.
  • Психологическая травма. Физическое или психологическое насилие. Буллинг. Унижение со стороны сверстников или в семье.
  • Физиологическими процессами. Особенности развития полушарий головного мозга ребенка, данная причина может быть исключительно возрастной особенностью и решиться сама собой в ходе взросления ребенка.
  • Перенесенные заболевания. Одной из причин нарушения  речи также может стать с перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалопатия и т.д.). Сезонные заболевания ОРВИ, грипп и другие заболевания верхних дыхательных путей.  Речь также может нарушиться по причине разного рода травм, ушибов, сотрясений вследствие падения или аварий. Диагностированный сахарный диабет, также может стать причиной возникновения заикания у детей.
  • Ложное заикание. Такого рода заикания может стать наследование данного симптома от одного из близких. При этом истинных патологий у ребенка может не быть. Данный вид заикания особенно характерен для маленьких детей которые находятся в возрасте научения речи через копирования.
  • Попытки переучить ребенка леворукости. Попытки насильно обучать леворукого ребенка писать правой рукой могут вызвать сильные нарушения в речи ребенка. Дети пишущие левой рукой  достаточно ранимы и ранимы.
  • Тревожная обстановка дома. Созерцание конфликтных ситуаций между членами семьи, может негативно сказаться на нервной системе ребенка, как следствие вызвать нарушение речи в форме заикания.
  • Авторитарное воспитание. Нарушение личных границ ребенка, физические наказания и запугивание ребенка часто вызывают логоневроз.
  • Умственное переутомление. Задачи сверх сил ребенка, без учета возрастных возможностей ребенка, как физических так и психических.  Преобладание учебной деятельности над игровой. Переизбыток кружков секций, отсутствие времени и свободного пространства для самоорганизованной ребенком деятельности.
  • ·Нарушение режима сна, недосып.

Среди  причин заикание есть ещё ряд психосоматических факторов  вызывающих заикание: 

  • · Истерический тип: резкая смена условий в социальной ситуации (например в семье все разрешали делать все что захочет, а пойдя в детский сад, ребенок столкнулся с запретами, ограничениями и правилами);
  • Неврастенический тип: унижение личности и особенностей ребенка, отсутствие похвалы, сравнивание с другими детьми;
  • Психастенический тип: гиперопека родителей, обесценивание и отсутствие веры в ребенка, что он справиться и у него получиться, могут также привести к нежеланию говорить и сильным  нарушениям в речи ребенка.

Логофобия и социофобия

При формировании  и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.  

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то.  В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Причины заикания у взрослых

Нельзя назвать типичным возникновение заикания у взрослых людей. Обычно эта речевая патология развивается в возрасте от 2 до 6 лет, потому что навыки речи приобретаются именно тогда. Работа со специалистами в этом возрасте позволяет частично, а иногда и полностью преодолеть проблему. В то же время весьма распространены рецидивы заикания уже в подростковом возрасте. С 15 до 17 лет, по мнению медиков, усугубление заикания связывается с лабильностью нервной системы, возникновением неврозов.

Но что если человек не заикался ранее, и дефект речи развивается во взрослом возрасте? Медицинская статистика указывает, что среди взрослых распространенность проблемы оценивается не более чем в 1%. Но тем не менее это немало.

Природа заикания связана с тем, что сокращение мышц речевого и дыхательного аппарата у больного человека сопровождается судорогами. К слову, заикание у взрослых, впрочем, как и у детей, с давних времен рассматривается исключительно как проявление болезни, а не банальный недостаток. Несколько столетий назад было установлено психоневрологическое происхождение данной речевой особенности, а на сегодняшний день для ее устранения применяются логопедические, неврологические, психологические и психотерапевтические техники лечения.

Истоки судорог при формулировании слов можно разделить на два класса:

невротические (логоневроз) — могут возникать и в детском, и во взрослом возрасте, например, вследствие перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжелого горя, глубокого эмоционального шока; в таком случае физиологично патология речи никак не обусловлена, а человек может начать заикаться в отдельные моменты, буквально посреди нормальной речи; спровоцировать это может, например, сверхважность произносимого спича;
органические (неврозоподобные) — обусловлены функциональными отклонениями в работе мозга; симптомы могут проявляться как постоянно, так и зависимо от обстоятельств; толчком для появления заикания данной природы могут травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы; пройдет заикание в ходе лечения основного заболевания.

Манифестация заикания у взрослых отмечается гораздо реже, чем сохранение этого дефекта с детства или его рецидив. Причиной развития заикания во взрослом возрасте становится травма или глубокое эмоциональное потрясение. Такой логоневроз принято относить к категории стрессовых или реактивно протекающих. Что примечательно, так он требует своевременной медицинской помощи, без которой рискует осложниться дефектами мимики и закрепиться в речевой практике. Такой собеседник при каждом слове будет испытывать личный дискомфорт, а на собеседников производить не самое приятное впечатление.

С подобным сталкиваются и лица, заикающиеся с детства — наследственная предрасположенность или сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного.

Заикание у взрослых, и тем более у детей, ни в коем случае не стоит воспринимать как данность. Чем раньше приняться за работу над речью, тем проще будет ее нормализовать. Дефект успешно устраняется посредством профессиональной помощи. Часто заболевание характеризуется благоприятным прогнозом. В то же время необходимо подготовиться к длительному сотрудничеству со специалистами, возможно, со смежных медицинских сфер.

Причины заикания

К заиканию могут привести внутренние и внешние причины. К основным врожденным факторам относят следующие:

  • патологии при беременности матери (гипоксия, перенесенные инфекции, нехватка питательных веществ и др.);
  • родовые травмы, преждевременные роды;
  • наследственная склонность;
  • повышенная нервно-эмоциональная возбудимость.

Приобретенных причин больше, они могут быть следующими:

  • психотравмы (состояние горя и потери, дефицит внимания и пр.);
  • физиологические процессы – в этом случае заикание проходит, когда компенсируется недостаточное созревание полушарий головного мозга после 5-летнего возраста;
  • перенесенные инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит и др.);
  • черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушиб головного мозга и т. д.).

Детское заикание может быть ложным: ребенок подражает заикающимся взрослым. О ложном заикании говорят, когда происходит копирование манеры речи значимого взрослого, а истинного заикания нет.

Дыхательная гимнастика

При заикании у подростка происходит спазм мышц, участвующих при артикуляции. Тип дыхания грудной, а значит поверхностный. Поэтому устранение заикания у подростков начинается с выработки глубокого диафрагмального типа дыхания.

После занятий диафрагма разрабатывается и связки становятся подвижнее настолько, что ребенок начинает правильно использовать дыхание в процессе речеобразования, соблюдать темп вдоха и выдоха. Исчезают запинки, связанные с недостатком воздуха, а значит — проходит страх, подросток становится раскрепощеннее.

Техник дыхательной гимнастики много, наиболее эффективны и популярна методика Стрельниковой А. Н. Методика основана на ритмичных дыхательных движениях с преодолением сопротивления диафрагмы.

Техника такая: ребенок делает резкий вдох, при этом совершает какое-либо движение, задействуя мышцы диафграмы. После серии вдохов делает спокойный выдох, затем — новая серия вдохов. А так несколько повторов.

Для примера приведем несколько упражнений:

  1. «Ладошки» — подросток стоит или сидит, руки вдоль тела. Во время нескольких последовательных резких вдохов он должен ритмично сжимать кулаки: и так 8 раз. Затем выдох и новая серия вдохов;
  2. «Насос» — ноги врозь, руки вдоль тела. Во время вдоха ребенок должен согнуться вперед, руки свисают, спина округлая. Выход — возвращается в исходную позицию;
  3. «Обними плечи» — руки перед собой и согнуты в локтевых суставах, ладони смотрят вниз, предплечья друг на друге. При вдохе нужно обнять себя за плечи, руки при этом образуют треугольник.

Альтернативные методы

Существует огромное число способов помощи детям с РАС, которые не прошли клинической апробации или находятся в стадии клинических исследований, но накопленный родителями и отдельными специалистами опыт позволяет рассматривать их как альтернативные методы воздействия.

Условно их можно поделить на две большие группы: способы, направленные на сенсорно-моторное развитие и эмоционально-волевую сферы, и заместительная терапия.

К сенсорным методам воздействия относятся канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия. Общение с животными улучшает способность аутичных детей к коммуникации и социализации. Упражнения, развивающие мелкую и крупную моторику и опосредованно влияющие на функции головного мозга, — это методы построения движений по Максимовой и Бернштейну, арт-терпия, музыкальные занятия по методу Орфа, рисование песком, занятия в сенсорных комнатах. Список неполный и не исчерпывающий.

В настоящее время проходят небольшие по числу участников клинические исследования, которые подтверждают, что витамин D и витамин B12 улучшают когнитивные функции и работу головного мозга у детей с РАС. Также был исследован эффект безглютеновой бесказеиновой диеты (БГБК-диета). Отказ от продуктов, содержащих глютен пшеницы и казеин коровьего молока, в течение длительного времени (фактически пожизненная диета) улучшал способности к обучению и коммуникации у детей с РАС, что подтверждает аутоиммунную природу заболевания у некоторой части детей³. Исследовались перекрестные аллергические реакции на белки распространенных пищевых аллергенов (коровье молоко, куриное яйцо, пшеница и соя) и белков головного мозга. Образцы сыворотки от пациентов с РАС и здоровых людей исследовали методом иммуноблоттинга на наличие антител к пищевым аллергенам, включая глиадин, и аутоантител к пептидам головного мозга. У 34–38 % из 50 пациентов с РАС обнаружены IgG, IgM и IgA к пищевым аллергенам и белкам головного мозга, одновремненно данный показатель в контрольной группе составил — 12–16 %4. Эффективность и безопасность БГБК-диеты неоднократно обсуждалась в специальных изданиях, так, Journal of Nutrition Clinical Practice в 2009 году опубликовал обзорное исследование³, суммирующее результаты сразу 134 статей, посвященных этой проблеме. Вывод: БГБК-диета может применяться как вспомогательный метод терапии РАС, педиатр должен проверить ребенка с аутизмом на возможные аллергены и рекомендовать их элиминацию. Диета должна контролироваться врачом, чтобы избежать дефицита кальция и аминокислот в организме ребенка.

Подводя итог нашему краткому обзору, хочется сказать, что, несмотря на неутешительную ситуацию по заболеваемости, достигнут определенный прогресс в коррекции симптомов и улучшение качества жизни пациентов с РАС. Поэтому ранняя диагностика и абилитация создает предпосылки для успешной адаптации детей и их семей в обществе.

Список источников

  1. A Study of the Effectiveness and Safety of Two Doses of Risperidone in the Treatment of Children and Adolescents with Autistic Disorder, https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT00 576 732
  2. Heyvaert M. et al. Efficacy of behavioral interventions for reducing problem behavior in persons with autism: An updated quantitative synthesis of single-subject research. Research in developmental disabilities 35.10 (2014): 2463–2476.
  3. Elder J. H. The gluten-free, casein-free diet in autism: an overview with clinical implications. Nutrition in Clinical Practice 23.6 (2008): 583–588
  4. Vojdani A. et al. Immune Response to Dietary Proteins, Gliadin and Cerebellar Peptides in Children with Autism. FASEB JOURNAL. 19. 4 (2005).

Детям до 14ти скидки до 50 %

В детском возрасте проще избавляться от заикания, так как, в отличие от взрослых, ступорное реагирование ещё не так сильно закрепилось в сознании ребёнка.

Для учеников до 14 лет, которые будут заниматься в том числе и под присмотром родителей, предусматриваются скидки до 50 % от стоимости курса. Скидка определяется после диагностики и понимания сложности проблемы, объёма работ и вовлечённости родителей.

В процессе диагностики : — Определяем глубину проблемы и необходимый объём работы для ее преодоления — Учитываем возможный уровень вовлечённости родителей в процесс реабилитации речи Диагностика бесплатная. Продолжительность — до 1 часа. При необходимости более глубокого анализа так же можно присылать аудио и видео записи разговора ребёнка с различными людьми

Лечение заикания у детей в домашних условиях – бесперспективное занятие

Вы должны понимать, что лечение заикания у детей народными средствами – это бесперспективное занятие. Все, что описывалось выше, имеет смысл только как дополнение к профессиональной психотерапии и занятиям с логопедом. Эти компоненты нужно сочетать между собой, – тогда вы получите наилучший результат.

Не стоит тратить время на попытки «лечения» ребенка дома. До того момента, как вам придется обратиться к врачу, расстройство уже успеет перейти в запущенную стадию, которую трудно откорректировать.

Чем старше ребенок, тем сложнее его вылечить, – важно не забывать об этом. Используйте народные средства, но используйте их грамотно, с умом и своевременно

ВАЖНО!

Присутствие на ВСЕХ занятиях – обязательное условие успешного преодоления заикания.

С учениками, занимающимся дистанционно, микрокурсами становится регулярное дистанционное сопровождение, целью которого является не только поддержание полученных навыков, но и продвижение к устойчивому результату.

В настоящий момент дистанционные основной курс и дистанционное сопровождение возможны только со специалистом главного офиса в г. Москве.

Некоторые виды занятий предполагают наличие группы, поэтому ученики, занимающиеся индивидуально, могут объединяться.

Каждый месяц центр организует открытые речевые испытания (речевые экзамены), когда ученики «Арлилии» выступают публично или участвуют в дебатах. Посмотреть, оценить результаты работы и познакомиться с учениками, их близкими и специалистами центра может каждый желающий. О месте проведения таких мероприятия и дате ближайших испытаний можно узнать в разделе новости. Сейчас такие встречи, на которых собираются ученики всех специалистов (и в том числе специалистов наших филиалов) организуются в программе Zооm. Если вы хотите получать рассылку о наших мероприятиях, то можете зарегистрироваться на сайте или узнать о ближайшем мероприятии по тел.: +7 (929) 588-12-38 или получить приглашение во время консультации.

Запись в группу только после консультации! В настоящий момент консультация проходит в программе Zoomили в Skype.

ДЛЯ СПРАВКИ тем, кто принял решение пройти наш курс по методике устойчивой нормализации речи. При необходимости мы выдаем документы, подтверждающие Ваши занятия в «Арлилии», ходатайства по месту работы для предоставления отпуска или по месту учебы для освобождения от учебы, иногородним пациентам, желающим пройти курс непосредственно в Центре, помогаем устроиться в Москве в соответствии с вашими пожеланиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector