Лечение раздвоения личности (шизофрения). симптомы и признаки

Взгляд изнутри

Истерические психопаты очень доверчивы, внушаемы, легко вовлекаются в обман. Часто не имеют собственного мнения, поддаваясь чужому. Легко ввязываются в авантюры. Наделенным богатым воображением, им сложно разделить реальность от фантазий, поэтому нередко их обвиняют во лжи.

Люди с истерическим расстройством не любят работать, особенно там, где требуется высокий профессионализм, отточенность навыков и упорство, прилагать усилия.

У женщины, с ее слов, возник тремор(дрожь) по всему телу, подкосились ноги, выпадал язык, она мычала и рычала, произошла кратковременная потеря сознания во время работы на огороде. Причиной, по ее мнению, стала усталость и переутомление.

Такие индивиды выбирают легкий, незамысловатый труд. Обожают посещать светские мероприятия, вести беседы о прекрасном. Предпочитают гедонистический образ жизни, стремясь получать выгоду и удовольствие.

Существует мнение об истерических психопатах как о незрелых, несерьезных, «пустых» личностях.

Мышление больного с гистрионным расстройством называют «выдавать желаемое за действительное», известное как wishfull thinking. Его мыслительной деятельностью движут собственные желания. Они настолько завладевают сознанием, что способны искажать мысли, что они не соответствуют реальности. Другими словами, все, что идет вразрез с желаемым, им игнорируется. Все, что ему хочется – правильно, остальное – сплошное заблуждение, неверно, несущественно.

Люди с истерическим расстройством любят превозносить себя, преувеличивать свои достоинства. Пытаются казаться сверхэрудированными, одаренными, оперируя несколькими несложными знаниями. Хвастаются знакомством с известными людьми.

Русская поэтесса Зинаида Гиппиус, декадентская мадонна, как прозвали ее современники, страдала данным расстройством. «Люблю я себя, как Бога», — говорит Зинаида Николаевна в одном из своих стихотворений под названием «Посвященная».

Стремление поражать и покорять поэтесса выражала во всем. Наносила настолько яркий, выразительный макияж, что лицо походило на маску. Смотрелось это очень неестественно и нетипично для конца 19 века. Движения Гиппиус отзывались манерностью, нелепостью. Она готова была идти на любые ухищрения для привлечения внимания, восторженных взглядов.

Состояв в браке 10 лет, Зинаида Николаевна оставалась девственницей, чем бравировала при любой возможности. Считала себя бисексуалом: «в моем духе – я больше мужчина, в моем теле – я больше женщина». Некоторые современники считали ее гермафродитом.  

Опасными для общества являются истерические личности с патологическим фантазированием. Из них получаются отменные аферисты, целители, гадалки. В молодом возрасте они настолько погружаются в свои фантазии, что выдумывают несуществующие ситуации: как они разрабатывали секретное оружие, проводили сложные операции, способны признаваться в убийстве, которого не совершали.

Патогенез

Как получить раздвоение личности? Одним из механизмов, с помощью которого психика пытается справиться со стрессом и неконтролируемыми воспоминаниями, является диссоциация (отделение). Травма действует на психику ребенка, раскалывая ее на несколько автономных частичек, которые становятся почвой для субличностей в будущем. Диссоциация активизируется при соответствующих условиях и имеет сугубо бессознательную природу. Она играет охранительную роль и постепенно приобретает комплексный характер, а это влечет разрушение целостной структуры личности.

Диссоциация уберегает личность от травмы, расщепляя переживания на части. Субличности формируются от пяти до двадцати пяти лет и в среднем может формироваться от 6 до 16 субличностей. Чем раньше происходит повторная травматизация, тем больше риск того, что разовьется диссоциативное расстройство и сформируются личности. Альтер-личности берут на себя травматическое прошлое, поэтому они и формируются. Новая Альтер-личность освобождается от переживаний, формируется новая биография, новая история личности.

Расщепление происходит по бессознательному желанию человека как стремление отгородиться и изолироваться от негативных воспоминаний. Но не каждое тревожное событие способно спровоцировать «трещину» Я — триггер (пусковой механизм) должен быть очень серьезным. Различные эго-состояния в организме индивидуума изменчивые и существует одна личность — «хозяин»

Важно подчеркнуть особенность: личность-хозяина и альтер-эго страдают диссоциативной амнезией, если кто-то из них «захватывает» сознание человека. Остальные части сознания «бездействуют»

Иногда встречаются случаи, когда одна из частей, приходит к врачам за помощью.

Согласно второму механизму развития диссоциаций у ребенка при рождении отсутствует цельность личности, и она формируется под влиянием опыта и внешних факторов. При благоприятных условиях происходит интеграция личности в единое целое, а тяжелые травмы разграничивают формирование личности — возникают две независимые личности до и после психологической травмы. Также важным для психической эволюции является процесс дифференциации — благодаря ему вычленяется индивидуальное «Я» личности, а множественные парциальные личности переходят в сферу бессознательного и функционируют в сновидениях, в пограничных состояниях, в невротических и психотических расстройствах.

Нарциссическое расстройство

Отчетливое проявление подобного рода расстройства приходится на подростковый период. Пациенты испытывают повышенную необходимость в восхищении со стороны окружающих, преувеличивают собственную значимость в социуме, не приемлют критических суждений.

Основными чертами характера таких личностей является полная убежденность в собственном величии и в необходимости потакания всем их прихотям. Они убеждены в своем превосходстве над другими людьми, имеют завышенное мнение о своих талантах и достижениях, поглощены фантазиями о своих успехах. Нуждаются в повышенном внимании, сфокусированы исключительно на себе.

Нарциссические личности ловкие эксплуататоры и манипуляторы, благодаря чему добиваются выполнения своих желаний за счет других. Такие люди предпочитают определенный круг общения, соответствующий их высоким стандартам. Не приемлют критику в свой адрес и сравнения с «обычными» людьми.

Внутренний мир данных индивидов довольно хрупок и раним, эмоциональное состояние нестабильно и полностью зависит от внешних обстоятельств. Надменность и высокомерие является защитной маской, скрывающей чрезмерную чувствительность к отвержению и критике.

Расстройство личности зависимого типа

Для людей, страдающих этим видом расстройства характерно перекладывание ответственности за решение большинства жизненных вопросов. Патология сопровождается чувством беспомощности, патологического страха из-за невозможности самостоятельно распоряжаться собственной жизнью.

Как правило, зависимые люди стараются найти своеобразного покровителя, с помощью которого смогут хоть как-то реализоваться в социуме. Такие индивиды нуждаются в постоянном подбадривании, советах, одобрении поступков. Пациенты с таким диагнозом боязливые, робкие, неуверенные в собственных силах, неспособные жить без постоянного руководства.

Период декомпенсации наступает в случае потери покровителя, когда жизненные задачи необходимо выполнять самостоятельно, без предварительного согласования с ним. Клиническая картина в этот период значительно обостряется, что может дойти до возникновения сильных панических атак без особых оснований на то.

Основная причина развития шизофрении – генетическая предрасположенность

Да, шизофрения – это генетическое заболевание. Какие именно гены отвечают за развитие этого расстройства, науке на данный момент неизвестно. Для того чтобы запустилось генетически заложенное заболевание, должен возникнуть какой-то внешний триггер. У кого-то по причине внешнего триггера запустится шизофрения, а у кого-то – например, биполярное расстройство или депрессия. Это зависит от того, к чему изначально предрасположен человек. Самый распространенный триггер для развития шизофрении – это психологическая травма. Она может быть очень субъективна. Например, для кого-то травмой может стать переход в другую школу, болезнь, смерть близкого человека или развод, а для кого-то – все это не является тяжелыми травмирующими событиями и не повлияет на развитие генетически заложенного заболевания.

Возможно ли вылечить человека с расщеплением личности?

На сегодняшний день каких-либо определенных препаратов для лечения этого расстройства нет. Каждый раз метод борьбы с заболеванием подбирается индивидуально. Если человек полностью берет на себя выполнение всех предписаний врача, то после длительного периода лечения, человек начинает чувствовать себя гораздо лучше или выздоравливает.

Чтобы лечение было эффективным оно проводиться комплексно и включает в себя: психотерапию, медикаментозные средства, гипноз, социальную реабилитацию и двигательную терапию.

Так как обычно, помимо самого расстройства, диагностируются и другие симптомы, например, депрессия или тревожное состояние, медикаментозно устраняют и подобные проявления. Для этого используют различные антидепрессанты и препараты, которые понижают уровень тревоги у пациента.

Результат лечения будет успешным более вероятно, если выявить заболевание на первоначальных этапах. В этот момент расстройство расщепления личности будет легко поддаваться коррекции лечащего врача.

Определение понятия

Что такое диссоциативное расстройство идентичности? Множественное расстройство личности диссоциативного типа – это психическое заболевание, которое проявляется в том, что сознание человека фрагментируется в несколько изолированных друг от друга Эго-состояний. Они поочередно овладевают поведенческими реакциями индивида, при смене одного Эго-состояния другим, человек забывает все, что делал в прежнем образе.

Ученые высказывают предположение, что раздвоение личности выступает своего рода психологической защитой на эмоциональное, физическое или сексуальное насилие.

Доминирующую идентичность в психиатрии принято называть личностью-хозяином. Все другие, свойственные больному идентичности, называют альтернативными личностями. Клиническая практика свидетельствует о том, что у одного больного может быть от 2 до 50 альтернативных ипостасей. Альтернативные ипостаси могут отрицать факт своего существования или же находиться друг с другом в приятельских отношениях. Они могут иметь различные национальности, разную половую принадлежность, обладать разным характером, выполнять разные социальные роли.

По МКБ-10 диссоциативное расстройство идентичности имеет код F44.81 и классифицируется как невротическое расстройство, сопряженное со стрессом и соматоформной патологией.

Множественное расстройство идентичности не имеет возрастных границ. При отсутствии медицинской и психологической помощи, человек может жить с ним долгие годы.

Причины диссоциативного расстройства

Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие во время возникновения травматического события.

Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.

Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.

Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.

Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.

Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.

Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.

Раздвоение личности: симптомы и признаки

Поставить точный Диагноз может только высококвалифицированный специалист, проанализировав признаки раздвоения личности

Такие признаки как неуравновешенность, плохой сон, потеря памяти, смена настроения не заметны для самого пациента, но врач принимает их во внимание. Если пациент «переключаются» с одного эго-состояния на другое, а в это время частота сердечных сокращений, ритм дыхания изменяются и становятся характерными для «вновь появившейся» личности

Это также не ускользает от внимания врача.

Симптомы раздвоения личности проявляются в разных формах:

  • При одержимой форме личности заметны для окружающих. Пациенты действуют несвойственным им образом — в них вселился другой человек.
  • В неодержимой форме субличности для других людей не очевидны, но пациенты испытывают чувство «удаленности» от себя, нереальности происходящего с ними, отстраненность в отношении к физическим и психическим процессам, происходящим с ними. Пациент чувствует себя наблюдателями собственной жизни со стороны и не имеют власти над этим и возможности что-то изменить (имеет место потеря самоорганизации). Может казаться, что тело не принадлежит ему или чувствовать себя маленьким ребенком или человеком противоположного пола. У пациентов неожиданно появляются мысли и эмоции, не свойственные им, и эти проявления заметны для родственников и знакомых. При этом могут меняться предпочтения в питании, одежде или их интересы. Причем предпочтения внезапно изменяются и снова возвращаются к прежнему состоянию. Такие пациенты сталкиваются с вторжениями субличностей в повседневную жизнь: на работе злая и недобрая личность внезапно заставляет кричать на сослуживца или начальника.

Вторым важным симптомом является амнезия, которая проявляется:

  • пробелами в памяти относительно событий личной жизни и биографии;
  • провалами в устойчивой памяти (человек теряет хорошо освоенные навыки пользователя компьютера);
  • обнаружением того, что не помнит сделанного или сказанного.

Некоторые отрезки времени полностью исчезают из памяти, поскольку имеет место амнезия между отдельными личностями. Больной может обнаружить предметы в сумке или записи, но происхождение их не может определить. Пациенты оказываются в местах, не помня, как и зачем они туда попали. Больные при этом забывают и повседневные, и стрессовые события. Степень осознания своей амнезии разная и некоторые пытаются ее скрыть. Их амнезия заметна другим, поскольку не могут вспомнить того, что сказали, пообещали или сделали. Некоторые забывают свое имя.

Субличности сосуществуют между собой: могут конфликтовать и не конфликтовать между собой и с основной личностью. Неконфликтное сосуществование является мягким, не вызывает изменений, и больной не обращается к врачу.

При конфликтном сосуществовании у пациента возникает тревога, депрессия, булимия, анорексия, токсикомания, суицидальное поведение. Пациенты могут слышать голоса и ощущать визуальные, обонятельные, тактильные и вкусовые галлюцинации. Но эти галлюциногенные симптомы не такие как при шизофрении. Пациенты воспринимают эти голоса, как голоса альтернативной личности.

Переключение между ними проявляется в изменении голоса и выражении лица. Периодически пациент говорит о себе в третьем лице или во множественном числе. Переключение между личностями приводит к сумбурной жизни пациента. Данные симптомы причиняют значительный дискомфорт или затрудняют социальную и профессиональную деятельность.

Что такое шизоидное расстройство личности?

Если давать общую характеристику этого расстройства, то согласно медицинским руководствам это расстройство личности представляет собой глубоко укоренившуюся и постоянную модель поведения. Проявляется оно в виде регидных ответных реакций на широкий диапазон личностных и социальных ситуаций. Это часто весьма чрезмерные или существенные отклонения от образа жизни обычного человека в обществе. Своеобразные особенности восприятия, мышления, ощущений, проявления чувств и межличностных отношений отторгают больных людей от коллектива. Больные не могут ужиться в коллективе, часто меняют работу или не могут её найти не смотря на имеющееся хорошее образование. Такие люди вынуждены соглашаться на значительно менее оплачиваемую работу. Подобная модель поведения имеет тенденцию к высокой стабильности и включают все сферы психологического функционирования. Это часто сочетается с различной степенью дистресса, нарушается социальная адаптация и сильно снижается качество жизни. Поэтому лечение шизоидного расстройства личности необходимо прежде всего для самого больного.

Проявление в жизни

Главными проблемами больных с шизоидным расстройством личности являются межличностные отношения, общение, взаимодействие с окружающими, особенно в коллективе. Такие люди характеризуются социальной замкнутостью, дискомфортом в области человеческих отношений, бедностью эмоциональных связей с окружающими.

Система межличностных отношений опосредована и регулируется измененным, но очень устойчивым представлением больного о нем. Их представление о межличностном взаимодействии, это сложная внутренняя картина. Она включает в себя искаженные представления о себе и о другом в контексте общения и представление о самом взаимодействии, его ценности и характере. Их внутренний мир формируется в процессе роста и развития человека под влиянием огромного количества факторов. К определенному моменту эти особенности становятся весьма устойчивыми, однако могут сохранять некоторую гибкость. Представление больного человека о межличностном взаимодействии основывается на внутреннем конфликте, что создаёт внутренний дистресс и формирование неврозов. Это объясняет своеобразные особенности межличностных контактов человека. Именно поэтому больные шизоидным расстройством личности часто обращаются к врачу или психологу с жалобами на сложности в общении. Такие проблемы требуют особого решения.

Что провоцирует / Причины Диссоциативного расстройства:

Диссоциация (раздвоение) – это механизм, позволяющий разуму разделять или делить на части конкретные воспоминания или мысли обычного сознания. Эти раздвоенные подсознательные мысли не стираются. Они могут повторно спонтанно всплывать в сознании. Их оживляют пусковые механизмы (триггеры), тригерами могут служить объекты и события, окружающие человека во время травматического события.
Диссоциативное расстройство идентичности, как считается, вызывается совокупностью нескольких факторов: непереносимый стресс, способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и — в период детства — недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта. Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности, последняя развивается, основываясь на множестве источников и переживаний. В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия, и многие части того, что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности, остаются сегрегированными.
Процесс диссоциации (раздвоения) — это серьезный и длительный процесс с большим спектром действия. Если у пациента (клиента) наблюдается диссоциативное расстройство, это не значит, что это у него проявление психического заболевания.
Умеренная степень диссоциации может наступить в следствии стресса; у людей, которые длительное время провели без сна, получили дозу «веселящего газа», во время стоматологической операции или перенесли незначительную аварию, — часто получают короткий диссоциативный опыт. Еще один простой пример диссоциативного расстройства – человек, порою бывает так всецело заинтересованный книгой или фильмом, что окружающий мир и промежуток времени проходят мимо него незаметно. Известна диссоциация, связана с гипнозом, который в свою очередь включает в себя временное изменение состояния сознания.
Люди часто испытывают диссоциативный опыт в ходе исповедования религии (находясь в особых трансовых состояниях), или других групповых или индивидуальных занятиях (медитативные практики, высшая ступень аутогенной тренировки). Эти случаи не стоит воспринимать как «частые/обычные», рассматривая Украину.
Умеренные или сложные формы диссоциации наблюдаются у лиц с травматическим опытом жестокого обращения в детстве, участников боевых действий, разбойных атак, пыток или при перенесении природного бедствия, автокатастрофы. Диссоциативные симптомы могут развиться у пациентов с ярко выраженными проявлениями посттравматического стрессового расстройства, или с расстройствами, которые образовались в ходе соматизации (болезни внутренних органов, в результате психологических конфликтов).
Североамериканские исследования показывают, что 97-98 % взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с расстройством множественной личности и другими сходными формами диссоциативного расстройства. Эти данные указывают на то, что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов, тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы. Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия, но пережить раннюю потерю (например, смерть родителя), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие.
Развитие человека требует от ребёнка способность успешно интегрировать различные виды комплексной информации. В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития, в каждой из которых может быть созданы различные личности. Способность генерировать множественные личности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичностью обладают способность легко входить в трансовые состояния. Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Как бы то ни было, большинство детей, обладающих этими способностями, также имеют нормальные адаптивные механизмы и не находятся в таком окружении, которое может вызвать диссоциацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector