Алалия

Причины системного недоразвития речи

Целый ряд причин может привести к развитию системного недоразвития речи у детей. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним относят гипоксию плода, тяжелый токсикоз, беременность в слишком юном или наоборот позднем возрасте, различные болезни матери, в том числе и гинекологические, аборты, ну и конечно употребление токсинов, наркотиков, алкоголя, курение. Также системное недоразвитие речи наблюдается у детей, получивших травмы во время родового процесса. Внешние причины — ряд болезней и травм, полученных ребенком в первые годы жизни. К ним относятся тяжело перенесенные случаи ОРВИ, астения, различные патологии центральной нервной системы, церебральный паралич, рахит. Окружающая малыша обстановка также может внести свой “вклад” в развитие СНР: неправильно выбранная методика воспитания, постоянный стресс внутри семьи, излишнее давление на ребенка или пренебрежение к его требованиям, недостаток общения. Ребенок может подражать сюсюкающей манере общения по отношению к себе. Отсюда неправильное произношение отдельных звуков и слов.

Задержка речевого развития может быть следствием неправильного функционирования других систем организма. Это нарушение работы органов слуха, аутизм или умственная отсталость. Первые признаки нарушения речевого развития наблюдаются еще во младенчестве: малыш плохо реагирует на обращения взрослых, не стремиться подражать им, не издает никаких звуков, не может показать пальчиком на интересующий его предмет.

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Причины развития

Заболевание развивается на фоне органического поражения речевых центров, расположенных в коре головного мозга. Причинами алалии становятся нарушения в работе центральных и периферических участков нервной системы человека. Недоразвитие речи — многофакторное явление.

В период внутриутробного развития плода поражения головного мозга могут стать следствием гипоксии, инфекций, травм матери или развившихся у нее сердечной и легочной недостаточности. Во время родов повреждение речевых центров провоцируется асфиксией или травмой черепа новорожденного.

В постнатальный период причинами алалии становятся различные биологические факторы. Среди них — отягощенный ОНР и другими патологиями развития семейный анамнез. Часто недоразвитие речи диагностируется у детей, страдающих от эндокринопатии и рахита. Существенное влияние на состояние младенца могут оказать операции с применением общего наркоза.

Классификация

По локализации патологии мозговых структур различают следующие формы:

  • Моторная алалия (синоним «экспрессивная»).
  • Сенсорная (синоним «импрессивная»).
  • Сенсомоторная.
  • Оптическая (выделяется не во всех классификациях и многими авторами не признается).

Выделяются следующие этапы становления речи:

  • Доречевой период — это время до 1 года.
  • Начальный речевой — возраст до 2-х лет.
  • Развитие внутренней речи (импрессивной) — возраст 2-3 года, ребенок набирает символы речи.
  • Развитие внешней речи (экспрессивной) — возраст 3-4 года, происходит понимание ребенком и воспроизведение слов и предложений, то есть формируется фонетика и грамматика.
  • Завершение формирования речи — возраст 4-5 лет, когда происходит становление фонетики и грамматики.
  • При правильном речевом воспитании в 5-6 лет завершается развитие речевой системы.

Моторная алалия характеризуется нарушением воспроизведения речи. Моторная алалия связана с нарушением функции рече-двигательного анализатора. Дети с такой патологией развиваются нормально, понимают речь, но не могут говорить или очень поздно начинают произносить отдельные «смазанные» слова. Заподозрить эту патологию можно с одного года жизни малыша. В речи детей возможна замена звука на другой, выпадение звуков, навязчивое воспроизведение слов и нарушается смысл самой речи. У таких детей резко ограничен запас слов. Из-за нарушений структуры слова речь малыша понимают только близкие. Моторные алалии бывают афферентные и эфферентные. Афферентная развивается при патологии в афферентной (моторной) части рече-двигательной системы. Это проявляется нарушением собственного ощущения тела, именно костно-мышечного ощущения.

Ребенок, когда воспроизводит слова, плохо координирует движения органов речи. Эфферентная возникает при повреждении (недоразвитии) премоторных зон. При этом страдает включение и переключение при речевом акте. Проявляется это тем, что первично у ребенка нарушается формирование речи, резкое ограничен словарный запас, нарушается структура слов. Речь такого ребенка понимают только родители.

Сенсорная алалия связана с нарушением речеслухового анализатора. Это тяжелое языковое расстройство, поскольку ребенок не понимает речи окружающих, так как у него недоразвита зона гностического анализатора. У детей сохранен слух и есть способности к активной речи, однако существует разрыв между звучанием и значением слов. Дети не понимают речь, поэтому возникают и другие нарушения — затрудненные контакты с людьми и задержка умственного развития. Такие дети пытаются общаться взглядами и жестами. Данную патологию можно заподозрить в 6-8 месяцев. Сначала родители могут заподозрить снижение слуха у ребенка, поскольку он никак не реагирует на звуки и речь. Отличить таких детей от слабослышащих можно проведя эксперимент — увеличение громкости речи не влияет на реакцию и понимание этой у ребенка. У детей более старшего возраста отмечается невнимательность к звукам, поэтому коррекционная работа с ними затруднена: они могут совсем не реагировать на звук, с трудом заучивают слова и запоминают их. Их словарь медленно обогащается.

Сенсомоторная алалия является комбинированной патологией и возникает при недоразвитии двух анализаторов гностического и кинестетического. Это самая тяжелая форма, поскольку нарушено и понимание речи, и говорение. Интеллект у таких детей первично сохранен. Детей с сенсомоторной алалией путают с аутистами

Работа начинается с сенсорного компонента — важно научить понимать речь, а после этого и воспроизводить ее. На понимание речи может уйти более полугода, а потом приступают к работе с моторным компонентом

Коррекция данной патологии длится в 2 раза дольше, чем отдельно взятой моторной и сенсорной алалии. Многие дети имеют нарушение моторной речи вторично.

Оптическая алалия возникает при недоразвитии теменных зон. Связана она с нарушением пространственного анализа и синтеза. У ребенка отмечается первичное недоразвитие внутренней речи, бедность запаса слов, не формируются падежные окончания.

Симптоматика патологии

Все формы заболевания обладают специфическими проявлениями. Так, при моторной алалии выражены неврологические симптомы: неловкость, потеря равновесия, слаборазвитая моторика пальцев рук. Пациенты испытывают сложности при совершении элементарных действий: застегивании пуговиц, шнуровании обуви, сборке конструкторов и т. д. Осмотр ребенка врачом позволит выявить нарушения памяти, внимания и восприятия. Пациент не способен к принятию волевых решений. В отдельных случаях страдающие от патологии лица склонны к гиперактивности или крайней заторможенности.

Дети с ОНР быстро утомляются, обладают низкой работоспособностью и почти не проявляют инициативы к познанию окружающего мира. Интеллектуальное развитие пациентов страдает по вторичному принципу на фоне неспособности к речевым коммуникациям с окружающими людьми. Курс коррекционных процедур позволяет компенсировать нарушения данного вида.

Экспрессивный тип патологии сохраняет у ребенка способность понимать речь взрослых и сверстников. Пациенты с сенсорной и смешанной формами заболевания лишены этой возможности. Носители моторного вида заболевания обладают скудным словарным запасом и часто неуместно употребляют слова, искажая их значение (в тяжелых случаях ребенок способен воспроизводить лишь отдельные звуки).

КОРРЕКЦИЯ

При работе над алалией необходимо использовать комплексный подход, т.е. участие врачей, коррекционных педагогов и психологов

Детей с алалией обучают в специализированных коррекционных учебных учреждениях. Им обязательно назначается медикаментозная терапия, которая стимулирует развитие структур мозга; физиотерапия.

Специалисты обязательно развивают крупную и мелкую моторику, а также память, внимание, мышление. Данное нарушение является системным, поэтому логопед при коррекции алалии проводит занятия, направленные на коррекцию всех сторон речи ребенка

В свою работу специалист также включает логоритмику и логопедический массаж.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью

Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы

Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные  речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Коррекция и лечение алалии

Своевременная и регулярная коррекция речи помогает в большинстве случаев исправить дефект и если не сделать из ребенка оратора, то, по крайней мере, почти сравнять его со сверстниками. К сожалению, тяжелые формы порой бывают неизлечимы, и малыш даже в более взрослом возрасте будет значительно отставать в умственном развитии.

Как правило, лечение является комплексным:

  • физиотерапия (использование лазера, электромагнитного излучения, водолечения, акупунктуры, ДМВ для стимуляции работы мозга);
  • логопедические тренировки со специалистом для разработки артикуляции и четкого выговора звуков, букв и слов;
  • прием витаминных комплексов для активизации мозговых процессов;
  • консультации у психолога для устранения возможных отклонений;
  • рекомендуется раннее посещение детского сада или групп развития детей для социализации малыша.

При сильных отклонениях в развитии детей бывает проще отправить на обучение в специализированный интернат, где с ними круглосуточно занимаются специалисты. Но далеко не каждый родитель согласиться на такое, правда?

Классификации алалии:

  • моторная алалия;
  • сенсорная алалия;
  • смешанная алалия.

Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний.

Пример: Максим О.  4 года, диагноз «моторная алалия».  Ребенок демонстрирует достаточно высокий уровень понимания обращенной речи.  Активный словарь резко ограничен. Ребенок унифицирует слова по семантическому признаку: сапоги – ботинки, кеды – ботинки и т.п.  Глагольная лексика подкрепляется жестами: глаголы «плавать», «копать», «кушать»  заменяются либо жестами, либо жестом и словосочетанием «вот так».  Отмечены трудности в употреблении грамматических форм множественного числа, предложно-падежных конструкций. Выявлены грубые нарушения слоговой структуры слова: перестановки звуков и слогов «сепок – песок», пропуски звуков и слогов «кова – корова» «тюги – утюги».  В собственной речи ребенок использует простое предложение из 2-3 слов, зачастую грамматически не связанных.

Формы моторной алалии:

  • афферентная моторная алалия;
  • эфферентная моторная алалия.

Афферентная моторная алалия проявляется в затруднении при воспроизведении отдельных артикуляционных движений, соответствующих определенным речевым звукам. 

Пример: Игорь К. 3 года, диагноз «моторная алалия афферентного типа». Врачом неврологом диагностирована моторная алалия у ребенка. Ребенок понимает речь на бытовом уровне, ориентируется на жестовые подсказки.  В собственной речи использует редкие единичные вокализации. По просьбе может воспроизвести речевой звук не более 2 – 3 раз. При повторной просьбе воспроизвести тот же самый звук через определенный промежуток времени ребенок затрудняется с ответом: молчит/беззучно открывает рот/воспроизводит другой звук. 

Эфферентная моторная алалия проявляется в нарушении линейной последовательности структуры слов и предложений.

Пример:  Иван С. 4 года, диагноз «моторная алалия эфферентного типа»

Речевые нарушения у ребенка с эфферентной моторной алалией проявляются в грубом искажении слоговой структуры слова, «застревания» и перестановки звуков и слогов: вместо «пока» Иван говорит «папа», вместо «миша» — «мими», слово «киса» заменяет словом «сика».

Важно помнить! Благоприятный прогноз при алалии возможен при своевременной диагностике и раннем начале коррекционной работы.

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, связанное с недостаточным функционированием центрального отдела слухового анализатора. У детей  с сенсорной алалией не формируется фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что дети не воспринимают слово в целом, они слышат, но не понимают обращенную речь.

Пример: Саша 6 лет, диагноз «сенсорная алалия». Девочка испытывает трудности локализации неречевого звука в пространстве (колокольчик, погремушка). Саша с трудом понимает короткие одноступенчатые инструкции, часто ориентируется на одно более значимое слово в инструкции: «Покажи дом» – берет игрушечный дом и пытается открывать и закрывать в нем двери, «Дай машину – катает машину по столу».  В собственной речи наблюдается большое  количество лепетных слов, среди которых иногда проскальзывают отдельныые слова или их обрывки. Слова заменяются слогами: «красный – ка», «желтый – жо», «виноград – ве», «апельсин – пе».

Смешанная алалия – такая форма алалии, при которой нарушается как понимание, так и воспроизведение речи. Такие варианты алалии носят названия «моторная алалия с сенсорным компонентом», «сенсомоторная алалия».  Таким образом,  отсутствие четких кинестетических ощущений при дефектном звукопроизношении влечет недостаточность различения на слух сходных по артикуляции и акустике звуков речи. Это приводит к трудности наполнения словаря, неверному употреблению предлогов и морфологических элементов.

Важно помнить! Тщательное наблюдение за состоянием речи ребенка, углубленное медицинское обследование помогает определить оптимальные формы и направления коррекционно-воспитательного воздействия. 
 

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским
оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору
перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза
моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений
в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов,
восприятие и понимание речи, наличие эхолалии

Кроме того, отмечается уровень активного и
пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй
речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение
электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга,
рентгенологического исследования черепа. Для дифференциальной диагностики с сенсорной
алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы
исследования слуховой функции. Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией,
аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Сенсорная алалия — одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей

Сенсорная алалия — одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей, зачастую приводящее к детской инвалидности. От раннего начала логопедической работы зависит успешность преодоления этого речевого расстройства. Именно поэтому так важна своевременная диагностика сенсорной алалии.  Причиной сенсорной алалии являются органические поражения головного мозга, в результате которых нарушается работа тех отделов коры, которые отвечают за восприятие речи (верхневисочные отделы).

  Часто повреждение мозга при сенсорной алалии носит двусторонний характер с преобладанием изменений в доминантном по речи полушарии. Однако при сенсорной алалии может быть нарушено функционирование не только височных зон, но и других отделов мозга (ствола мозга, лобных, теменных зон коры), что обнаруживается на электроэнцефалограмме. Такая обширная локализация патологического механизма во многом объясняет стойкую и тяжелую картину нарушения. 

Сенсорная алалия редко встречающееся нарушение, но несомненным фактом является трудность её диагностики, особенно у детей раннего возраста. Некоторые симптомы сенсорной алалии делают её похожей на речевые расстройства, встречающиеся при других вариантах нарушенного развития (аутизм, недоразвитие речи при нарушениях слуха или специфические речевые расстройства у детей с интеллектуальной недостаточностью). Однако есть целый ряд симптомов, которые, складываясь в общую картину, позволяют поставить диагноз сенсорная алалия: 

1. Относительная сохранность биологического слуха (в отличие от тугоухости).  Ребенок слышит звуки окружающего мира – и в этом его отличие от детей с нарушениями слуха. Но эта реакция не отличается стойкостью, что видно по результатам аудиометрии (проверки слуха). Аудиограмма практически соответствует норме. Однако в состоянии утомления ребенок перестает воспринимать звуки той же силы и частоты, что и некоторое время назад. Отмечается вариативность слуховых порогов, зависящая от функционального состояния нейронов височных отделов коры, подверженных быстрому истощению. После сна или длительного периода спокойствия состояние слуховой функции улучшается, а после слуховых нагрузок (например, нахождение в шумном помещении) ухудшается.  В отличие от сенсорной алалии при нарушениях слуха аудиограмма имеет стабильных характер, что говорит о снижении остроты слуха. 

2. Нарушение восприятия, понимания речи.  Чтобы представить, как ребенок с сенсорной алалией воспринимает речь, нужно вспомнить ваши ощущения, когда вы слышите речь на незнакомом иностранном языке. Это звучащий поток, из которого не выделяются слова и фразы. Лишь иногда происходит узнавание знакомого слова без его связи со словесным окружением. 

3. Трудности установления связи между звучащим словом и его значением. В норме овладение словарем происходит довольно быстро. Для запоминания нового слова ребенку достаточно пятикратного предъявления, после чего устанавливается тесная связь между словом и обозначаемым им предметом. При сенсорной алалии ввиду трудностей образования этой связи требуется куда как большее число повторений: 20-30 — для звукоподражаний (“му”, “ав-ав”, “мяу”, “би-би” и др.), 150-200 — для обычных слов. Это происходит по двум основным причинам:  а) изменчивость восприятия звуковой оболочки слова из-за трудностей распознавания звуков (слово не опознается как знакомое, так как каждый раз слышится по-разному);  б) слабость установления условно-рефлекторных связей между звучащим словом и предметом (слово узнается как знакомое в потоке речи, но ребенок не понимает, что оно означает – т.н. феномен “отчуждения смысла слова”). 

4. Эхолалии.  Под эхолалией понимается автоматическое повторение за окружающими слов, фраз, их обрывков. Обычно эхолалия носит неосознанный характер. При этом ребенок, повторяя, может воспроизводить слышимую интонацию.  Сам по себе симптом эхолалии нельзя рассматривать отдельно от вышеперечисленных симптомов, так как он характерен и для таких нарушений, как аутизм, “лобный синдром”. Иногда эхолалии наблюдаются у некоторых детей с нормальным речевым развитием в период активного овладения речью. 

5. Гиперакузия  Для гиперакузии характерна болезненная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих. Шорохи, шум воды, тиканье часов могут вызывать у ребёнка дискомфортные ощущения. Он плачет, закрывает уши руками. Испытывая дискомфорт, ребёнок старается избегать шумных помещений, пытается уединиться. Звуковая дорожка к мультфильмам часто воспринимается им крайне негативно – он криками и плачем дает понять, что не хочет смотреть мультфильм, пытается выключить телевизор или компьютер. 

Коррекционная работа при сенсорной/сенсомоторной алалии.

При данном нарушении логопеды Центра развития речи «Говорить легко» предлагают использовать систему альтернативной коммуникации «PECS» — систему общения при помощи обмена карточками.

Обучение  по методу  PECS способствует:

Развитию преднамеренной коммуникации;
Формированию возможности выражения потребностей и желаний;
Инициации взаимодействия и контакта;
Формированию способности привлекать внимание социально приемлемым способом;
Уменьшению нежелательного поведения;
Развитию понимания речи;
Активизации собственной речи;
Развитию мышления.

Обратите внимание! Логопеды Центра, работающие по методике PECS, включены в реестр русскоязычных специалистов, сертифицированных по методу PECS, Pyramid Educational Consultants Inc.

Система PECS имеет научно-обоснованную теоретическую базу и является программой с доказанной эффективностью для людей с аутизмом и другими сопутствующими проблемами развития. В Центре накоплен собственный положительный опыт применения этой методики у детей с сенсомоторной алалией.

Помимо занятий с логопедом ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией необходимо:

  1. Наблюдение у невролога;
  2. Занятия с дефектологом;
  3. Консультация психолога.

Для детей с сенсорной и сенсомоторной алалией будут полезны такие занятия как:

  1. Логоритмика;
  2. Адаптивная физкультура; 
  3. Арт-терапия (песочная терапия, изотерапия, музыкотерапия).

В центре развития речи «Говорить легко» ребенку с сенсорной и сенсомоторной алалией предлагается:

  1. Психолого-педагогическое и логопедическое обследование;
  2. Составление программы коррекционной работы;
  3. Психолого-педагогическое консультирование семьи;
  4. Занятия  с логопедом по методу «PECS» (или другому методу, наиболее подходящему в конкретном случае);
  5. Занятия с дефектологом;
  6. Логоритмические занятия;
  7. Занятия арт-терапией.

Преимущества нашего центра:

  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
  • Авторские методики коррекционно-развивающей работы
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 20 лет успешной помощи детям

Отзывы наших клиентов

15.05.2018

Александра Анатольевна

Добрый день, обратились в Ваш центр на «Новых Черемушках»у моего сына была задержка речи (говорил два слова мама,папа), боялся людей, детей всех возрастов. Все показы…

02.04.2016

Анна

Добрый день! У моей трехлетней дочери была задержка речевого развития, а также медлительность в выполнении каких-либо действий, при игре и т.п. После двухкурсовой …

Все отзывы

 
Специалисты

Кокшарова Елена Евгеньевна

Третьякова Анна Владимировна

Гольчевская Светлана Анатольевна

Все сотрудники

Моторная алалия у ребенка

Моторная алалия у детей

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.

Явление выражается в следующем:

У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге

Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться

Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.

Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».

Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.

Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.

Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни

Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь.  На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом

Общее понятие

Алалия – это выраженное нарушение речи или абсолютное отсутствие речевой функции, которое появляется вследствие органического поражения определенных участков коры головного мозга. Патология возникает у детей в период развития внутри утробы матери или в раннем возрасте – до 3-х лет. Алалия у детей, симптомы которой заключаются в позднем проявлении речевых реакций и нарушенном произношении звуков, обладает системным характером. Нарушение функций речи такого рода выявляется у 1% малышей дошкольного возраста и у 0,5% школьников. Чаще всего диагноз «алалия» ставится мальчикам. Лечение алалии проводится комплексно. Оно включает в себя прием медикаментов, а также развитие речевых и психических функций.

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector