Речевая афазия

Афферентная и эфферентная формы: в чем отличие

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры головного мозга и вторичных речевых зон. Ребенок теряет возможность ощущать движения языка и губ, и из-за этого теряет возможность нормально произносить звуки. Нарушения речи начинаются на уровне фонем: пациент не может правильно произносить звуки, некоторые или, в тяжелых случаях, все. В легких случаях больной путает близкие звуки: , и , , и и так далее. Затруднены и простые движения языка и губ: надуть щеки или облизать губы для таких людей сложная задача. А вот письмо и чтение, если эти навыки были сформированы к моменту начала заболевания, сохраняются. В ряде случаев возможно и автоматизированное, механическое воспроизведение заученных песен и стихов.

Эфферентная моторная афазия — причина нарушения ритмичности, мелодики и грамматики речи, но словарный запас при этом заболевании сохранен. Речь пациентов выглядит необычно и напоминает разговор плохо знающего язык иностранца:

  • глаголы и существительные употребляются в начальной форме,
  • прилагательных мало или нет совсем,
  • фразы строятся неправильно,
  • слова с упорством повторяются,
  • фразы разбиваются долгими паузами.

Пациенты с этой формой афазии понимают обращенную речь (иногда частично), и осознают, что они говорят иначе, неправильно. Чтение и письмо тоже нарушены. Часто наблюдаются и двигательные расстройства, которые требуют коррекции параллельно с речью.

Обе формы моторной афазии значительно нарушают социализацию ребенка и повышают уровень тревожности, ведь привычный способ взаимодействия с миром нарушен или утрачен. Такая ситуация приводит к тяжелым переживаниям. Страдающий речевыми нарушениями малыш нуждается в поддержке и налаживании удобного для него контакта с самыми близкими людьми.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной

формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой

акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь

воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих

и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не

всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с

инсультом или травмой.

При сенсорной

афазии с трудом улавливается на слух корневая

лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается

потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова

может быть «воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит:

«Это что-то маленькое, а что не знаю”. У больных при акустико–гностической

сенсорной афазии, расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из за чего,

возникает множество литературных и вербальных парафазий.

Речь у

больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов,

словосочетаний, что получило название «жаргонофазии” или «речевой окрошки”.

Из-за

нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев,

постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании

номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с

правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст.

Например, при назывании яблока произносится: «ну как же, я отлично знаю, что

это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении

появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении

места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но

чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная

речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния

фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной

акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

Терапия речевого расстройства

Медикаментозная схема лечения зависит от этиологии отклонения. Только после устранения причины афазии начинают коррекционную реабилитацию больного. Положительное влияние на восстановление речи оказывает физиотерапия, массаж. В процессе сеансов отмечается расслабление мускулатуры органов речи, устранение спазма губ, улучшение притока крови. Таким образом происходит общее оздоровление организма, улучшение психоэмоционального состояния.

Логопед составляет комплекс упражнений, основываясь на типе отклонения. Чтобы не допустить фиксации речевой патологии, реабилитацию необходимо начинать как можно раньше после ее выявления. Курс лечения может длиться 2-4 года.

Прогноз полного восстановления речи зависит не только от своевременного обращения к врачу. Имеет значение общее состояние здоровья пострадавшего, его возраст (взрослый или ребенок), механизм возникновения и локализация очага.

Лечение начинают с восстановления способности человека произносить звуки, затем слова и фразы. Классификация по симптоматике предназначена, чтобы обуславливать состав комплексной терапии. Для облегчения понимания может потребоваться использование наглядности, больного просят отвечать жестом на вопросы, выполнять простые задания и показывать на картинках предметы.

Чтобы восстановить слухоречевой вид памяти при мнестической афазии, работают над зрительным восприятием, отрабатывают чтение и навыки письма. Моторная форма лечится обучением различия между предлогами, наречиями. Вспоминают значение антонимов и синонимов. Для этого просят придумать с их использованием предложения. Также разбирают значение слов, использованных в переносном смысле. Коррекция семантической патологии заключается в обучении сложным и развернутым предложениям, ориентации во времени и пространстве.

На лечение лучше реагируют дети и молодые люди. В молодом возрасте реабилитация проходит более успешно и быстро, чем у пожилых людей. При обширных очагах поражения в головном мозге может оставаться стойкий дефект речи, который не поддается коррекции.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Патология речи

Классификация форм

Формы афазии отличаются различными анатомическими, психологическими и лингвистическими характеристиками. Также различают моновиды и смешанные типы нарушения. Классификация афазий по Лурия занимает ведущее место в медицине на текущий период времени. А. Р. Лурия является основоположником нейрогенной психологии в России. Согласно классификации, выделяют такие виды расстройств речи: моторный, эфферентный, афферентный, акустико-гностический (мнестический, семантический, мнемический) и динамический.

Таблица с характеристиками патологии по основным видам

Наименование расстройства Локализация Симптомы
Эфферентная моторная афазия Зона Брока Нарушение артикуляции. Больной произносит отдельные звуки, но не соединяет их в слова. При тяжелом течении болезни он общается с помощью жестов и мимики
Афферентная моторная афазия Нижний отдел постцентральной извилины Затруднение произношения звуков
Сенсорная афазия (акустико-гностическая) Задняя треть верхней височной извилины, или зона Вернике Пациенты не способны различать звуки между собой, ухудшение восприятия речи в связи с отклонениями от нормы в процессах анализа и синтеза информации. Не могут произнести сложные слова, речь путанная. Теряют способность чтения вслух и письма, говорят на «своем» языке
Амнестико-семантическая афазия Переднетеменной или задневисочный отдел Ухудшение памяти и, как следствие, сбой в характеристиках предметов, совершении действий
Динамическая афазия Префронтальная область Невозможность правильно высказаться, проблемы с реализацией речи. Пациент общается с помощью обрывков фраз и отдельных слов. В предложениях слова не склоняет по падежам
Амнестическая афазия Теменно-височная область Больной не помнит названия предметов из привычного обихода. Не понимает значения фраз с переносным смыслом. Например, «золотые руки» воспринимается буквально. Могут разговаривать глаголами
Семантическая Теменная доля Пациент поддерживает диалог, выполняет просьбы, но теряется во времени и пространстве. Не понимает смысл предлогов в глаголах, они для него равнозначны. Не в состоянии осмыслить значение пословицы, слов с переносным смыслом

Описание смешанных форм патологии совпадает с их симптомами в отдельности. Для любого типа отклонения характерно нарушение речи.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Полечить или вылечить?

При любом виде афазии лечат в первую очередь причину болезни. Этим занимаются врачи-неврологи в условиях стационара, поскольку ситуации, которые привели к потере речи, угрожают здоровью, а иногда и жизни ребенка. К коррекции речевых нарушений приступают в начале периода восстановления, когда малыш вне опасности. Начинать такие занятия необходимо как можно раньше, но не ранее, чем это разрешит лечащий врач.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» предлагает комплексный подход к реабилитации при различных формах моторной афазии. У детей это заболевание имеет благоприятный прогноз: как правило, речь удается восстановить в полном объеме.

Специалисты нашего центра обладают необходимой квалификацией для наблюдения за пациентами в раннем восстановительном периоде. Опытные неврологи продолжал лечение, назначенное в стационаре, и будут корректировать его по мере улучшения состояния. Врачи совместно с логопедами точно установят диагноз и разработают план коррекционной работы, учитывающий как моторную афазию, так и сопутствующие проблемы, требующие реабилитации. Работа с психологом поможет преодолеть стресс, связанный с невозможностью привычно общаться. Логопед и психолог помогут ребенку наладить контакт с родителями, если с этим есть трудности.

1.doc

АфазияАфазия Причины:

  • Отличие детской афазии от афазии у взрослых в следующем: даже самые тяжелые афатические синдромы у детей быстро поддаются обратному развитию; у дошкольников не может быть того многообразия афазий, что у взрослых, так как речь не достигла должного уровня.
  • Схожесть детской афазии с алалиями у детей проявляется в: нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций; характере логопедической работы.
  • Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи;
  • Коррекционно-педагогическая работа при алалии – воспитание речи, при афазии – восстановление речи.

Формы афазии по классификации А.Р. Лурия, базирующейся на теории системной динамической локализации ВПФ.

  1. Связанные с выпадением (нарушением) афферентных звеньев.
  2. Возникающие из-за поражения эфферентных звеньев речевой функциональной системы.
    1. Акустико-гностическая (сенсорная) афазия.

акустико-гностическую (сенсорную) афазиютри степени понимания речиПри первой (грубПри третьей (легкой) степенитри степени развития спонтанной речиПри первой (грубой)Вторая (средняя) степеньПри третьей (легкой) степениварианты нарушения отраженной речиПри грубой формеПри среднейЛегкая степень^ Письменная речь. Грубая степень нарушения письменной речиПри средней степениДля легкой степени

    1. Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия

    1. Семантическая афазия

Семантическая афазия

    1. Оптико-мнестическая афазия.

Оптико-мнестическая афазия

    1. Афферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия

    1. Эфферентная моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия

    1. Динамическая афазия.

Динамическая афазия или^ Коррекция афазийАпраксияагнозиипредметная, оптико-пространственная (апрактогнозия), буквенная и цифровая, агнозия на цвета, агнозия на лицапредметной агнозииапрактогнозии буквенного агнозии на цвета ^ Агнозия на лица Восстановительное обучение при афазииострый резидуальный акустико-гностической сенсорной афазиипервой стадиивторой стадии третьейчетвертой стадии пятой акустико-мнестическойпервой стадиивторой стадии Третья стадиясемантической афазии первойвторой стадиимоторной афферентной афазиипервой стадии второй стадии третьей стадии четвертой стадиимоторной эфферентной афазиипервой стадии Вторая стадия динамической афазииПервая стадия второй стадиитретьей стадии четвертой стадии пятой стадии

  1. сформировать адекватное отношение к дефекту, (может быть как острое переживание случившегося, так и недостаточное осознание тяжести заболевания; адекватная оценка своих возможностей);
  2. создание благоприятного психологического климата (создание речевой среды, стимулирующей к общению, а, следовательно, направленность на решение социально-психологических задач реабилитации, коррекция изменений личности).
  3. Преодоление элементов логофобии, неуверенности в поведении, «ухода» от речевых контактов, другие же, не избегая социального взаимодействия, просто не прикладывают достаточных усилий для реализации своих потенциальных возможностей.
  1. формировании у родственников правильной реакции на негативное отношение лица с афазией к ряду семейных проблем, связанных с изменением его статуса в семье. Например, снижение авторитета среди близких людей может привести к серьезным последствиям в виде аффективных состояний.

АспонтанностьИнактивность Инертность трудотерапия. Длительность занятий
Поиск по сайту:  

Скрытый фактор

Семантическая афазия — болезнь неявная, она часто маскируется под другие нарушения, и обнаружить ее довольно сложно. Врачам и педагогам удалось описать заболевание, наблюдая тяжелые формы, которые встречаются крайне редко, и выделить три стадии:

1) легкая — пациенту сложно установить причинно-следственные связи, поэтому он плохо решает логические задачи и не может подобрать к слову синонимы и антонимы;

2) среднетяжелая — возникают проблемы со счетом и математическими задачами, пациент не понимает логико-грамматические конструкции, переносный смысл слов ему недоступен, поговорки и пословицы трактует буквально;

3) тяжелая — к речевым нарушениям добавляются расстройства пространственного восприятия, вплоть до путаницы при названии частей собственного тела, грамматические конструкции, даже падежные окончания, не воспринимаются.

Чаще всего встречается легкая форма. Предложения ребенок строит слишком простые и иногда допускает грамматические ошибки. Он перестает различать части речи. Если существительное подразумевает действие, например «ходьба», пациент сочтет его глаголом. Простые инструкции вроде «покажи стол пальцем» могут выполняться с ошибками или просто не пониматься.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

При поражении
премоторной зоны возникает эфферентная моторная афазия. Линейная, временная
организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. В
случае поражения вторичных полей ядерной зоны двигательные навыки нарушаются,
при сохранности отдельных движений возникают двигательные персервации. При
нарушении разных отделов лобных долей возникают инактивность, персервации,
длительность паузы в деятельности, мыслительные и двигательные процессы
утрачивают плавность, «динамическую» или «кинестатическую» сменяемость одного
движения или действия другим. Исчезает плавность, мелодичность не только движений, но и речи.

У нескольких
пациентов проходяших нейрореабилитацию после инсульта в клинике «Времена года»
среди прочих нарушений имелась моторная афазия с патологической инертностью
речевых стериотипов, приводящих к звуковым, слоговым, лексическим перестановкам
и повторам. Это объяснялось невозможностью своевременного переключения с одного
артикуляторного акта на другой, такие нарушения затрудняют, а иногда делают
полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Звуковая
структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается,
но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной.
Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной
моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение
чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова или
фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Часты персеверации букв
из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах
восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин
выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и указывающие
род. При грубых случаях, чтение носит угадывающий характер.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия – данное нарушение развивается на фоне плохого восприятия речи. Патология появляется при повреждении центра Вернике.

Человек с сенсорной афазией слышит речь, но не понимает. Такое состояние сравнимо с тем, когда вы слышите иностранный язык.

Существует несколько стадий сенсорной афазии. Нарушение восприятия может касаться чужой и собственной речи. Отсутствие понимания может касаться также отдельных структур или быть всеобщим и глубоким. Еще одна проблема – человек с сенсорной афазией забывает уже изученные слова, что усложняет лечение. Из-за проблем фонематического слуха больной человек теряет контроль над собственной речью, при том, что никаких проблем с моторикой и с речевым центром в головном мозгу нет. Однако полноценной речевой деятельности препятствует:

  • отсутствие слухового контроля;
  • проблемы с пониманием речи.

Дети, страдающие сенсорной афазией, значительно отстают от своих сверстников в плане словесной репродукции. Отмечаются сильные искажения в разговоре, встречается парафазия (подмена букв, слогов или слов). Более того, сенсорная афазия сопровождается расстройством письма и чтения. Ребенок перестает узнавать написанные им же слова, может различать буквы, но не может понять смысл всего слова, фразы, предложения. При сенсорной афазии ритмика и мелодика речи обычно не нарушена.

Диагностика

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

Дифференциальная и топическая диагностика

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом. 

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения. 

Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» — многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией. 

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей. 

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

  • Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
  • Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
  • Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи. 

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

  1. Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
  2. «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий. 

Лечение

Основное лечение должно быть направлено на устранение основной причины, которая привела к формированию афферентной моторной афазии. В зависимости от основной патологии лечебная тактика будет иметь значительные отличия.

  • При наличии опухолевого процесса – оперативное вмешательство на головном мозге или курсовое применение лучевой и химиотерапии.
  • При наличии инфекционного очага или абсцесса – дренирование в комбинации с антибактериальной терапией и применением общих стабилизирующих препаратов.
  • При остром нарушении мозгового кровообращения – курсовое лечение препаратами с ноотропным действием, антиоксидантов, ангиопротекторов. При геморрагическом инсульте с выраженной компрессией головного мозга – оперативное лечение.
  • При эпилепсии основная терапия направлена на применение антиконвульсантов.
  • При демиелинизирующих и дегенеративных процессах в нервной ткани применяются глюкокортикостероиды.

Все вышеописанные схемы лечения будут эффективными в лечении афазии, так как обладают патогенетическим механизмом коррекции патологических проявлений заболевания. 

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

Беглая речь или логорея,  изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
«Жаргнонная афазия» — сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
Нарушение понимания и восприятия речи

Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться.  Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия.  Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
Нарушение письменной речи.

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания.  Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector