Больше читать и не ругать. шесть советов родителям ребёнка с дисграфией

Содержание:

Как выявить дисграфию на ранней стадии

Упражнения для исправления дисграфии дома

Можно ли исправить и как исправить дисграфию дома. Да,после консультации с логопедом  и проведенного им анализа ситуации, основная нагрузка ложиться на выполнение упражнений в домашней обстановке. Ниже приводятся упражнения для коррекции. Вы сможете их самостоятельно применить и позаниматься. Таким образом Вы не только поможете коррекции, но и сблизитесь со своим малышом.

Графические диктанты

Это такие задания, в которых нужно по подсказкам нарисовать что-то на листе в клетку. Существуют графические диктанты, в которых должна получиться какая-либо буква или цифра.

Конструирование знаков из элементов

Можно составлять буквы и цифры из разных предметов: счетные палочки, карандаши, крупы, пластилин и так далее. Можно рисовать на бумаге рисунки в форме знаков. Из уже составленных символов можно пересоставить другие. Разбирайте их и составляйте заново.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте, методика Мюнстенберга и прочие психологические методы на развитие внимания, связанные с символами.Как утверждают психологи это особо эффективно ,когда ребенку от 10 до 11 лет.

Сканворды, кроссворды, английские кроссворды, судоку и прочие головоломки.

Узнавание неполных символов

Играйте в узнавание букв и цифр, которые нарисованы не полностью. Пусть ребенок добавит ту часть знака, которой не хватает. Некоторые рисунки можно продолжить до нескольких разных знаков. Например, буква «Б» и цифра «5» имеют общую часть, как и многие другие.

Поиск пропущенных букв в слове

Напишите слово и нарочно пропустите в нем букву или даже слог. Пусть малыш проведет анализ слова, найдет пропуски, выделит слог, исправит ошибку и назовет правильный вариант его написания.

Заучивание стихотворений

Это тоже своеобразное упражнение, которое развивает память и речь. В нашем случае поэзия поможет обрести чувство ритма в речи.

Играйте со словами

Составляйте анаграммы: переставляйте буквы и слоги в словах так, чтобы из них получались новые слова или словосочетания. Можно также взять какое-нибудь среднее или большое слово и попробовать составить из букв, входящих в него, другие слова. Подобных приемов целое множество.

Развитие мелкой моторики

Кажется, что уже все вокруг твердят об этом: развитие речи связано с мелкой моторикой. Используйте эту возможность по максимуму: пусть малыш отдохнет от русского языка и займется лепкой, бисером, конструктором, оригами и другими интересными занятиями. Включите фантазию – и у Вас все получится. Кроме того, заниматься будет крайне интересно и Вам, и ребенку!

Психологический комфорт при письме

Вы должны обеспечить своему воспитаннику в первую очередь психологический комфорт, потому что без него проблема либо не решится, либо решится, но с последствиями другого характера. Боязнь учителя, ненависть к письму и урокам, стыд перед одноклассниками и другое.

Поговорите с педагогами. Объясните серьезность ситуации и попросите вести себя компетентно
Пусть они не акцентируют внимание остальных детей на проблеме и запасутся терпением. Обязанность учителя – отнестись к своему ученику с пониманием
Это значит помогать, пресекать насмешки других и не ругать за ошибки. Педагог, который не понимает этого, может не только помешать коррекции дисграфии, но и довести ученика до перенапряжению на нервной почве. Только представьте себе ситуацию. Вы – маленький ребенок 8 лет, у которого никак не получается то, что другие делают с легкостью. При этом взрослый человек, учитель, с которым Вам часто приходится контактировать, ругает Вас за ошибки письма, а сверстники тем временем их высмеивают. И так продолжается достаточно длительное время изо дня в день. Думаю, очевидно, что ни учебной мотивации, ни доверия к окружающим, ни здоровой самооценки у маленького человека не будет. Заряжайте своё чадо только позитивной энергией. Чаще хвалите малыша за успехи и не говорите о плохом

Очень важно, чтобы он верил в себя и не сдавался, то есть не прекращал выполнять упражнения по письму только потому что надоело или что-то не получается. В то же время не заставляйте его переутомляться: все должно быть в меру

Иначе срывов избежать не получится. Помните, что родители – это самое важное, что есть у вашего сына или дочери. Они его лучшие друзья и самые близкие в жизни люди. Кто, если не Вы, поддержите малыша и поможете ему добиться успеха?

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Оптическая дисграфия – что это?

Наиболее часто сложности с письменной речью возникают в начале школьного обучения

В случае обнаружения у ребенка особых устойчивых нарушений письма, очень важно определить тип отклонения. Только при правильном выявлении вида дисграфии возможна дальнейшая эффективная работа по ее коррекции

С учетом особенностей патологии и характерных ошибок, которые совершает школьник при переносе звуков на бумагу, выделяют пять видов дисграфии. Сегодня речь пойдет об одном из наиболее распространенных из них.

Оптическая дисграфия представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как заниматься самостоятельно?

Ниже мы приведем несколько упражнений, рекомендованных специалистами для самостоятельного выполнения. Для некоторых заданий вам потребуется помощник

Важно заниматься каждый день не менее одного-полутора часов. Если обстоятельства не позволяют, позанимайтесь, хотя бы 20-30 минут

Регулярность нагрузок – важное условие для улучшения мозговой деятельности.

Запоминаем слова и термины

Упражнение направлено на усвоение графического облика слова. Необходимо заранее разбить слова и термины на отдельные слоги. Их записывают вперемешку на листе или на карточках. Задача: правильно соединить части каждого слова. Чтобы улучшить понимание, можно использовать зрительные подсказки.

Головоломки со словами

Различные ребусы, кроссворды, филворды и другие головоломки, где нужно вписать побуквенно определенное слово или найти его среди других, хорошо помогают запомнить графический облик слова и его значение

Задействованы память, внимание, активизируются процессы анализа и синтеза информации. Начинать следует с простых заданий и слов, постепенно усложняя их

Жужжащее чтение

При написании слов проговаривайте каждую букву: К-О-Р-О-В-А, М-О-Л-О-К-О и т.д. Орфографическое произношение помогает запомнить графический облик слова быстрее.

Занятия музыкой и спортом

Физкультурные и музыкальные упражнения требуют слаженной работы сразу нескольких отделов мозга, способствует укреплению межполушарных связей и улучшению мелкой и крупной моторики. Приобретите несложный музыкальный инструмент, где были бы задействованы обе руки, например гусли, разучите хотя бы несколько простых мелодий. Возьмите за правило каждое утро выполнять гимнастику, это уже принесет несомненную пользу.

Учим порядок слов

Для этого упражнения потребуются набор карточек с разными изображениями. Желательно, чтобы они не были конкретными, содержание должно напоминать картины сюрреалистов: корабль в пустыне, корова на велосипеде, крокодил в небе и т.д. Они есть в Интернете. Можно заниматься в одиночку, а лучше превратить это задание в настольную игру.

Ваша задача: описать картину как можно точнее в одной фразе, используя ассоциации, которые она вызывает. Начинайте с действия: кто и что делает на изображении? Например, корова летает. Следующий шаг: добавьте еще одно слово, например, корова летает на зонтике. Продолжайте до тех пор, пока, у вас получится предложение из шести слов. Следите за тем, чтобы предложение было построено по законам логики, без перестановки слов.

Учимся различать звуки

Смешивание парных звуков – частая проблема дисграфиков, устранить ее очень трудно. Логопеды рекомендуют выполнять такие упражнения, где надо вставить пропущенные буквы в слова.

Второе задание заключается в выписывании из текста только те слова, где есть определенные буквы.

Третье задание: составление связного рассказа по предложенным опорным словам, в которых наиболее часто используются конкретные буквы (например, Петя, прыгнул, перила, тропка, побежал, собака, погладил и пр.). Получившийся текст следует записать.

И еще: закончить слова, добавив один из предложенных слогов (типа ко + за или са).

Как улучшить синтез и слоговой анализ

Напишите слоги в беспорядке и составьте из них слова. Запишите их, подчеркните гласные, поставьте ударение. Например, ход-ро-па, ба-кол-са, воч-ки-де и т. д.

Еще одно хорошее упражнение: из заранее составленного списка слова с заданным количеством слогов.

Третье: следует записать максимум слов, начинающихся на определенный слог.

Четвертое упражнение: из букв, данных в произвольном порядке, составьте слова, вапример, зроетак, омлтоко, исир, олжак и т. д., и запишите результат. Гласные буквы выделите цветным карандашом.

Управление словами в предложении

Для формирования этого навыка полезно составлять предложения из набора слов. Для упрощения задачи их можно записать на отдельных карточках (например, стран из возвращаются ласточки тѐплых) и поместить вперемешку на столе. Слова должны уже стоять в нужной форме.

Еще один вариант: в уже готовом предложении нужно изменить по смыслу слова, данные в скобках в начальной форме.

Третье задание: определить границы предложений, поставить там, где нужно, точки и заглавные буквы, например, пришла зима трещат лютые морозы выпало много снегу реки, озера и пруды замерзли дети надели теплые шубки.

Мы привели только некоторые базовые упражнения и занятия, которые будут полезны при устранении дисграфии во взрослом возрасте. Тексты вы можете найти в Интернете, сборниках упражнений. Полный индивидуальный коррекционный комплекс подбирается логопедом на основе результатов предварительного исследования.

Желаем успехов!

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком

Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста

Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

Почему ребенок пишет с ошибками?

Наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости по русскому языку является большое количество допускаемых в процессе письма лексико-грамматических ошибок. Причиной того могут быть невнимательность, трудность языкового анализа, бедность словарного запаса, нарушение устной речи, трудность речевого внимания и памяти. Все виды письма (диктант, списывание, спонтанное письмо) сопровождаются определенными сложностями. В письме находят отражение дефекты развития речи, носящие как первичный характер (несформированность зрительно-пространственных представлений, фонематического восприятия, нарушение кинестетического, кинетического факторов, межполушарное взаимодействие — в том числе), так и вторичный характер (недоразвитие контроля, программирования и регуляции собственной психической деятельности).

Всем кто задается вопросом, как научить ребенка правильно писать без ошибок и исправить дисграфию, важно принять во внимание, что трудности овладения письмом никогда не являются изолированным нарушением. Первичный дефект (несформированность) определенного функционального компонента, который служит причиной возникающих при письме или чтении трудностей, непременно скажется на состоянии остальных психических функций, в состав которых он входит

Использование нейропсихологических методов исследования позволяет выявить закономерность между специфическими нарушениями письма и дефектами остальных психических функций. К примеру, допускаемые в процессе письма пространственные ошибки всегда сочетаются с аналогичными дефектами в сфере гнозиса, праксиса и рисунка. Трудности фонематического анализа зачастую находят свое проявление в диктантах, а смешение графически схожих букв — при любых видах письма.

Несформированные регуляторные функции, ориентировочная основа действия, трудность концентрации и рассредоточенность приводят к неспособности ребенком распределить внимание между технической стороной письма и необходимостью выделения законченной мысли в виде готового предложения. Вследствие этого одной из наиболее распространенных ошибок среди таких детей является нарушение обозначения границ предложений: отсутствие знаков препинания и прописных букв, персеверация и антиципация букв в словах типа «октьбрь» и «осьнь», пропуск букв

Подобные трудности при письме носят регуляторный характер и представляют собой симптомы регуляторной дисграфии.

Каково мнение специалистов относительно того, почему ребенок пишет с ошибками? Т.В. Ахутиной рассматриваются различные нарушения письма в контексте нарушений письменной речи. В данном случае в симптоматику дисграфии в качестве основных ошибок включены:

  • оптические и оптико-пространственные ошибки — основаны на оптической схожести букв и их пространственной ориентировке;
  • фонематические ошибки — смешение фонем с точки зрения акустического или артикуляционного сходства;
  • грамматические ошибки — ребенок путает буквы при написании;
  • ошибки, связанные с нарушением (недоразвитием) праксиса.

Результаты проведенных нейрофизиологических исследований указывают на наличие у страдающих дисграфией детей нарушений (недоразвитий) функционального характера в проекционных и ассоциативных зонах задних отделов коры правого полушария головного мозга, которые отвечают за осуществление сенсорно-специфического анализа зрительных образов, нарушений межполушарного взаимодействия данных зон при запоминании зрительной информации и нарушений процессов сенсомоторной интеграции. Возможны нарушения в работе мозга в области лобно-височных отделах и др.

Примеры упражнений для исправления оптической дисграфии

Практика показывает, что наилучший результат приносят игровые формы работы. Для начала можно предложить ребенку выполнить такие простые задания:

  1. Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику.
    На картинке следует найти все буквы и записать их отдельно.

    На следующем рисунке необходимо найти и закрасить цветным карандашом те буквы, которые есть в словах «дым» и «кот».

    Упражнения позволяют малышу развивать зрительную память и сосредотачиваться на правильном восприятии и дифференциации форм предметов.

  2. Задание на развитие восприятия величины предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и составить слово с учетом того, что первая буква – самая большая, вторая – меньше, а последняя – самая маленькая. Например, в первом ребусе школьник должен найти слово «кот», во втором – «пир» и т.д.

    То же задание следует выполнить с обратным условием: буквы в слове увеличиваются, а не уменьшаются. То есть, разгадав первый ребус, малыш определит слово «рот», второй – «пол» и т.д.

  3. Графические диктанты. Одно из наиболее полезных упражнений для развития корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации. Диктант подбирается в зависимости от возраста малыша и его подготовленности.
  4. Упражнение для развития мелкой моторики и подготовки руки к написанию основных символов и знаков. Ребенку необходимо поставить карандаш в начале фигуры и, не отрывая ручку от бумаги, обвести по штриховке полностью каждый элемент.
  5. Упражнение для распознавания букв в их зеркальном отображении. Школьнику предлагается найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
  6. Задание для распознавания букв со схожим графическим выражением. Ребенку предлагается разгадать шифр. Если буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:
    — мальч2к;
    — л2л2я;
    — л2сток;
    — 3таны;
    — ло3адь;
    — 323ка.

Все упражнения проводятся в игровой форме, благодаря чему не вызывают у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций. Задания направлены на решение ключевой задачи, ведь при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, а также самостоятельно находит в них различия и сходство. В конечном итоге именно это обеспечивает усвоение письменных навыков.

Лечение дисграфии

Специальности врачей Санкт-Петербурга:

  • Акушеры
  • Аллергологи
  • Андрологи
  • Анестезиологи
  • Вегетологи
  • Венерологи
  • Вертебрологи
  • Врачи ЛФК
  • Врачи функциональной диагностики
  • Гастроэнтерологи
  • Гематологи
  • Генетики
  • Гепатологи
  • Гинекологи
  • Гинекологи-эндокринологи
  • Гирудотерапевты
  • Гомеопаты
  • Дерматологи
  • Диетологи
  • Иммунологи
  • Инфекционисты
  • Кардиологи
  • Кинезиологи
  • Колопроктологи
  • Косметологи
  • Логопеды
  • Лоры (отоларингологи)
  • Маммологи
  • Мануальные терапевты
  • Массажисты
  • Микологи
  • Наркологи
  • Неврологи
  • Нейрохирурги
  • Неонатологи
  • Нефрологи
  • Окулисты (офтальмологи)
  • Онкогинекологи
  • Онкологи
  • Ортопеды
  • Остеопаты
  • Отоневрологи
  • Педиатры
  • Пластические хирурги
  • Подологи
  • Проктологи
  • Психиатры
  • Психологи
  • Психотерапевты
  • Пульмонологи
  • Реабилитологи
  • Реаниматологи
  • Ревматологи
  • Рентгенологи
  • Репродуктологи (ЭКО)
  • Рефлексотерапевты
  • Сексологи
  • Семейные врачи
  • Сомнологи
  • Спортивные врачи
  • Стоматологи
  • Стоматологи-гигиенисты
  • Стоматологи-имплантологи
  • Стоматологи-ортодонты
  • Стоматологи-ортопеды
  • Стоматологи-пародонтологи
  • Стоматологи-терапевты
  • Стоматологи-хирурги
  • Сурдологи
  • Терапевты
  • Торакальные хирурги
  • Травматологи
  • Трансфузиологи
  • Трихологи
  • УЗИ-специалисты
  • Урологи
  • Физиотерапевты
  • Флебологи
  • Фтизиатры
  • Хирурги
  • Цитологи
  • Челюстно-лицевые хирурги
  • Эндокринологи
  • Эндоскописты
  • Эпилептологи

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге

Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Причины дисграфии

Симптомы дисграфии

Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.

Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности

Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы

Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи

В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии

Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

Диагностика дисграфии. Примеры дисграфических ошибок

А дисграфия ли это вообще? Может быть, дело всё-таки в недостаточном знании правил грамматики или в недостаточном усердии?

Дисграфические ошибки несложно отличить от орфографических. При обычной неграмотности ошибки связаны с типовым «как слышим, так и пишем», когда в тексте появляются неправильные, но вполне понятные «карова» или «медветь».

У людей с дисграфией ошибки будут «неестественные», когда при прочтении текста вслух мы услышим в нём какие-то странные и незнакомые слова, в которых трудно распознать реально существующие. Здесь могут быть следующие варианты:

  • пропущенные буквы и слоги («лса» вместо «лиса»), иногда — наоборот, лишние («вететер» вместо «ветер»), недописанные слова («мног» вместо «много»),
  • переставленные местами буквы и слоги («доврик» вместо «дворик»),
  • замена букв, которые означают звуки, фонетически и артикуляционно схожие между собой («шкавы» вместо «шкафы», «лубить» вместо «любить»), отсутствующие или лишние мягкие знаки («писмо» вместо «письмо», «лесьной» вместо «лесной»),
  • замена букв, которые похожи по написанию («бомик» вместо «домик»),
  • пропущенные и лишние кусочки букв («икаф» вместо «шкаф»; на письме «и» состоит из двух одинаковых палочек, а «ш» из трёх таких же палочек),
  • неверное согласование родов и падежей — аграмматические написания словосочетаний («большая рюкзак», «зелёных листьям») — проявляется в более старшем возрасте.

В отличие от проблем с орфографией, когда неверное написание слова кочует из текста в текст, в дисграфических ошибках одно и то же слово в разных случаях может быть написано по-разному, в том числе и правильно.

Общий механизм письма под диктовку у школьника с дисграфией не отличается от механизма обычного школьника. Услышал — написал. Но в каком-то месте происходит сбой, поэтому «как слышим, так и пишем» дисграфика оказывается не похожим на наше «как слышим, так и пишем». В одних случаях человек слышит верно, а на письме выводит не ту букву, в других — наоборот, сбой происходит на стадии «слышим» (а точнее, на стадии распознавания в слове отдельных звуков).

Выявить дисграфию помогают диктанты и списывания текстов — особенно списывания. Дети, у которых всё в порядке, здесь ошибаются крайне редко, а вот у дисграфиков начинают выплывать те самые недописанные слова, пропуски букв и так далее.

Из самого характера ошибок можно уже делать некоторые выводы об источнике осложнений.

Примеры:

  • если слова искажаются в сторону созвучий («карасный», «високий», «клуч»), то дело в фонематике;
  • если наиболее частые ошибки связаны с внешним видом букв («З» вместо «Е», «б» вместо «д», неверное написание букв — зеркальные «р» или «с»…), логично предположить, что дело в каких-то ошибках зрительного восприятия, и с большой вероятностью будет диагностирована оптическая дисграфия;
  • моторную дисграфию следует поискать там, где сбоят двигательные рефлексы — например, когда путают письменные буквы «ш», «т», «и»;
  • если ребёнок часто не дописывает слова, такой факт с большой вероятностью указывает на дисграфию. Но чтобы диагностировать её разновидность, нужно смотреть на конкретные слова; дело может быть в неверном зрительном запоминании, может говорить о проблемах с моторикой и повышенной утомляемостью мышц, может быть комбинацией нескольких вариантов, а может вообще объясняться общей физической и психологической усталостью (т.к. дисграфикам вообще тяжело даётся письмо).

Расстройства редко бывают «чистыми», чаще всего имеет место сочетание разновидностей в той или иной степени. В одном диктанте девочка с дисграфией допустила ошибку, написав «в доле» вместо «в поле». Такая необычная ошибка была диагностирована как двойная с промежуточным шагом, который от нас скрыт: «п» вначале превратилась в «б», а уже затем в «д». Здесь произошла комбинация акустической ошибки, связанной с фонетически-артикуляционной похожестью парных звуков «б» и «п», и оптической ошибки (похожие на письме «б» и «д», одна петелька, но направленные в разные стороны хвосты).

Симптомы дисграфии

Дисграфия может вызывать различные симптомы в разном возрасте у детей.

Симптомы также зависят от типа дисграфии, которые наблюдаются у человека. У некоторых людей может быть только плохой почерк или только плохая орфография, в то время как у других будет и то, и другое.

Признаки и симптомы могут включать в себя

  • плохой или неразборчивый почерк
  • неправильное или нечеткое написание
  • сочетание письменных и печатных стилей письма
  • использование неверных слов
  • исключение слова из предложения
  • медленная скорость записи
  • усталость после написания коротких абзацев
  • неподходящий размер письма
  • неправильный интервал между буквами
  • трудности с грамматикой и структурой предложений
  • необычное положение тела или рук при письме
  • произношение слов вслух, когда человек их записывает
  • наблюдение за руками во время письма
  • необычный захват карандаша
  • избегание задач, связанных с письмом или рисованием

Те, кто страдает дисграфией, зачастую имеют другие проблемы с обучаемостью или психическим здоровьем. Иногда проблема с дисграфией может привести к тревоге и снижению самооценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector