9 необычных способов улучшить кратковременную память

Развитие долговременной памяти

Во многом способности к запоминанию обусловлены генетически. Это не означает, что невозможно тренировать память. Огромную роль играют условия и образ жизни человека

Важно уметь эффективно использовать эту полезную функцию

Мозг тренирует память

Вот несколько простых рекомендаций по развитию долговременной памяти:

Использование ассоциаций. К любой запоминаемой информации необходимо подобрать ассоциацию, желательно – несколько. В таком случае запоминаемые данные более тесно интегрируются в мозг, связываясь с уже существующей информацией. На ассоциативной памяти основана мнемотехника.
Принцип концентрации
Как говорил Константин Ушинский: «Внимание – врата к сознанию». Невозможно запомнить то, что не попало в мозг
Поэтому нужно сфокусироваться на желаемой информации, тогда ее будет проще запомнить.
Принцип разбития на блоки. Любой большой объем информации необходимо сжимать и разделять на тематические куски. Большинство необходимых ассоциаций будет создано само, сознательно придется запоминать небольшое количество блоков

Не просто так телефонные номера записываются тремя числами, а не семью цифрами.
Важно высыпаться. Исследования показывают, что хорошо высыпающийся человек значительно лучше выполняет упражнения на память

Это же подтверждается простым житейским опытом. Причина проста – во время сна происходит переход из кратковременного хранилища в долговременное. Гиппокамп начинает полноценно работать только на шестом часу сна. Поэтому спать нужно хотя бы шесть часов в день. Лучше тратить на сон 8 часов.
Время от времени рекомендуется повторять изученное: пройтись по основным тезисам изучаемого материала. Необходимо стараться вспомнить усвоенную информацию, а не слепо прочитать. Активные методы запоминания значительно эффективнее пассивного восприятия информации. В краткосрочной памяти информация может храниться до 50 минут (а то и меньше). Поэтому первое повторение должно осуществиться уже через полчаса. Первый день необходимо повторять в течение дня, далее – каждый день в течение четырех дней. Именно столько времени требуется на окончательный перевод информации из кратковременного в долговременное хранилище, если она усваивается эксплицитно, то есть осознанно.

Также существует ряд упражнений для тренировки способности долговременного хранения информации. Главный принцип запоминания состоит в простом правиле: хорошая память – это стиль жизни.

Упражнения для улучшения

Долговременная память тесно связана с логической переработкой информации. Причем, согласно пирамиде усвоения знаний, наиболее эффективный способ обучения – практика. Поэтому необходимо найти способ отработать изученную информацию на практике.

Воображение и память тесно связаны

Один из способов – визуально представить действие в голове. Например, человек прочитал статью про распознавание эмоций по невербальным сигналам. Можно каждый из сигналов прокрутить в голове, представить в деталях: как у человека поднимается уголок рта, когда он злится, потом быстро опускается, когда он пытается подавить гнев. Такие упражнения следует выполнять на распознавание каждого признака.

В методе Цицерона может использоваться комната

Мнемотехника – прекрасный инструмент для тренировки долговременной памяти. Наиболее эффективная техника запоминания – метод Цицерона, которой уже больше двух тысяч лет. Ее освоить просто: необходимо представить улицу, на объектах которой размещается нужная информация (вернее ее визуальные ассоциации). Например, на крыше дома находится лоток с яйцами, возле входа – картошка. Это означает, что необходимо купить картошку и яйца. Так можно запоминать надолго любой список покупок.

Можно представлять не только улицу, но и комнату. Рекомендуется использовать для запоминания хорошо известные места, в которых человек часто бывает. Во-первых, он эти локации хорошо знает, поэтому запоминание будет более эффективным за счет привязки к хорошо знакомой информации. Во-вторых, когда человек проходит эти места, он может легко повторить изученную информацию.

Вот несколько упражнений по развитию долговременной памяти у ребенка:

  1. Лайт-мнемотехника. Например, из нескольких слов составить историю. Рекомендуется прививать детям способности мнемонического запоминания с самого раннего возраста.
  2. Запомнить ряд слов, потом попросить повторить их через час. Если воспроизведение идет с трудом, все равно пытаться вспомнить. Так тренируются навыки активного запоминания.

Есть еще ряд упражнений, выполненных в виде приложений для мобильных телефонов или книжек, по которым можно заниматься с ребенком.

Как развить кратковременную память?

— Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на развивающих тренажёрах онлайн . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.

— Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».

— Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.

— Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.

— Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:

— Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.

• Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.

• Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.

• Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».

• Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).

Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.

Общие характеристики

У разных людей кратковременная (механическая) память развита по-разному. Она может работать без процесса мышления. Если объем памяти ограничен, то происходит естественный процесс замещения: когда человек получает новую информацию, старая тут же стирается в его мозге.

КВП является эдаким информационным санитаром. Информация перерабатывается, а потом ненужная отсеивается. Автоматически не допускается «переполнение» памяти в целом, долговременная память не страдает. Получается, что без КВП долговременная не сможет надежно работать. В долговременную попадает только та информация, которая была изначально переработана мозгом в кратковременной памяти.

Чтобы кратковременная память хорошо работала, необходимо поддерживать ее активность. Стоит выполнять упражнения, которые будут направлены на развитие кратковременной памяти

Для улучшения памяти необходимо направлять свое внимание на запоминание определенной картинки или различных данных. Нельзя при этом отвлекаться на другие объекты

Свойства кратковременной памяти прямо пропорциональны деятельности человека. На нее накладываются также цели и мотивы поведения. Если человек вынужден постоянно выполнять одни и те же манипуляции, которые вызывают мучения, или на него постоянно воздействует неприятный раздражитель, это не значит, что все эти нежелательные события отложатся в долговременной памяти индивида. Наоборот, лишенная смысла информация (раздражитель) будет отсеяна из-за того, что в сознании может включиться торможение. Тогда перевода негативной информации в долговременную память не произойдет.

КВП и ДВП работают совершенно независимо друг от друга. Особенно это видно тогда, когда индивид страдает ретроградной амнезией. В этом случае напрочь вычеркиваются неприятные события, произошедшие с ним, а события из далекого прошлого остаются в сознании.

Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти.

Объём

Данный параметр учитывает оптимальную сумму хранящихся в голове данных. Этот параметр определяется только для взрослого человека. Принято считать, что оптимальный объем кратковременной памяти имеет средний показатель, равный 7 элементам. Однако могут происходить и некоторые колебания в меньшую или большую сторону в виде двух элементов.

Конечно, лучше иметь средний либо высокий показатель. Это будет говорить о довольно хорошей кратковременной памяти. При снижении показателя ниже 5 элементов происходят нарушения, которые необходимо исправлять путем лечения.

Д. Миллер сделал открытие, объяснив, что по мере обучения вышеуказанные элементы способны объединяться в блоки. Многие люди перерабатывают сразу два блока информации. Например, водитель может вести машину и одновременно разговаривать с попутчиком.

Фильтрация

Как уже говорилось выше, краткосрочная память нужна для того, чтобы отделять нужную информацию от ненужной, а потом удалять последнюю. Ненужная информация окружает нас повсюду, и если она будет полностью усваиваться сознанием, то человек потеряет ориентацию в окружающей среде. Например, если индивид будет воспринимать и надолго запоминать посторонние звуки и картинки, то основная информация просто уйдет в никуда.

Во время лекции студент внимательно слушает лектора и запоминает только учебный материал. А посторонние вещи в виде клаксона автомобиля или цвета одежды лектора автоматически отсеиваются в его сознании.

Перевод в долгосрочную память

Гиппокамп – это основа, где находится один из главных центров памяти. Учтите, что память сама по себе разная. Гиппокамп задействуется тогда, когда человеку необходимо заучить определенный путь на путевой схеме или определить расположение нужных объектов.

И тем не менее в гиппокампе сведения не остаются надолго, так как эта часть считается кратковременным хранилищем. Здесь просто происходит переход кратковременной памяти в долговременную. Именно так знания перемещаются из гиппокампа в другие зоны головы. Для того чтобы данный процесс прошел успешно, человек должен погрузиться в сон: только процесс сна может дать электроволны во время медленного засыпания, без чего полученная ранее информация просто исчезнет.

В гиппокампе не остаются воспоминания событий, произошедших в персональной жизни индивида. Такие воспоминания быстро перемещаются в периринальную кору. И здесь происходит превращение кратковременной памяти в долговременную.

Вывод один – гиппокамп нужен для консолидации памяти. Он работает, когда человек спит. Вот почему некоторые люди могут несколько раз перед сном прочитать стихотворение, а наутро пересказать его наизусть.

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих

пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин

что делать

определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти

в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе

улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Качества и индивидуальные особенности нашей памяти

У каждого человека память развита по-своему. Для кого-то не составит труда быстро запомнить довольно большой объем информации, кому-то же сложно выучить даже короткое стихотворение.

В психологии выделяются следующие качества памяти: объем, точность, длительность, быстрота запоминания и готовность к воспроизведению. Все они развиты у конкретного человека в разной степени.

Объем памяти представляет собой способность индивида одновременно сохранять и держать в голове значительное количество информации. Согласно научным данным, люди не используют на 100% свой мозг, и память наша также задействована не на полную силу. В наше сознание может вместиться информации гораздо больше, чем в самый современный компьютер, но мало кто реализует на практике свои потенциальные возможности.

Точность памяти позволяет человеку воспроизводить максимально достоверно усвоенную информацию. Очень часто с течением времени часть данных может стереться из нашего сознания или исказиться. Точность воспроизведения же обеспечивает их надежную сохранность в неизменном виде.

Длительность памяти позволяет удерживать необходимую информацию в голове определенное время

Так, например, студенту, выучившему все билеты перед сессией, важно не забыть их до того момента, пока он не сдаст экзамены. После этого же удерживать информацию в памяти для него не имеет смысла

Быстрота запоминания также является одной из важнейших характеристик памяти. Она определяется количеством времени, необходимым для того, чтобы усвоить ту или иную информацию. Некоторым студентам, к примеру, нужно учить весь семестр, чтобы успешно сдать сессию. Другим же достаточно прочитать материал на один раз перед самым экзаменом.

Готовность к воспроизведению характеризуется способностью человека быстро вспомнить необходимую информацию. Для кого-то это совсем несложно, кому-то же требуется время, чтобы постепенно отыскать в глубинах своей памяти то, что ему нужно.

Идея

Теоретически классические (или «ванильные») RNN могут отслеживать произвольные долгосрочные зависимости во входных последовательностях. Проблема с ванильными RNN носит вычислительный (или практический) характер: при обучении ванильных RNN с использованием обратного распространения градиенты, которые распространяются в обратном направлении, могут «исчезнуть» (то есть они могут стремиться к нулю) или «взорваться» ( то есть они могут стремиться к бесконечности) из-за вычислений, включенных в процесс, которые используют числа конечной точности . RNN, использующие блоки LSTM, частично решают проблему исчезающего градиента , потому что блоки LSTM позволяют градиентам также течь без изменений . Однако сети LSTM все еще могут страдать от проблемы взрывного градиента.

Что такое память?

Память – функция нервной системы, а особенно головного мозга по запоминанию и воспроизведению знаний, навыков. Собственно, это когнитивная функция головного мозга по взаимодействию с этим миром, познавая его.

Память подразделяется на три основных типа – сенсорную, кратковременную и долгосрочную.

  • Сенсорная память – подразумевает под собой совокупность некоторых отделов головного мозга, нейронных проводящих путей и сенсоров, которые принимают, обрабатывают и передают полученный сигнал в кратковременную память. Согласно мнению ученных, весь процесс на этом этапе длится в течение нескольких секунд.
  • Кратковременная память – это как буфер обмена, если вы компьютерщик, то можно выразится что это «оперативная память», которая хранит в себе только насущную, полезную на ближайшее будущее информацию, которую она передает в долговременную память. Весь «мусор» хранится недолго, после чего выбрасывается.
  • Долговременная память – выполняет функции получения, обработки и хранения информации.

Как происходит процесс запоминания

В коре головного мозга присутствует огромной количество нейронов, как считают ученные – миллионы и миллионы. Когда мы через глаза, уши, нос, касания взаимодействуем с окружающим миром, нервный сигнал (импульс) поступает к этим нейронам. Далее, в процессе обработке информации головным мозгом, между нейронами формируется связь. Именно эта обработанная информация, содержащаяся в соединенных между собой нейронах является нашей памятью. Когда связь между нейронами нарушается, человек забывает. Собственно, память, это своего рода нейронная сеть, схожая на «интернет», только в голове

Это очень важно понимать, чтобы осознать причины забывчивости, которая появляется у некоторых людей

Теперь давайте рассмотрим причины плохой памяти, что влияет на функцию запоминания наиболее негативным образом.

Стадии

Как мы уже знаем, в повседневной жизни, когда люди не ставят прямую задачу запомнить что-либо, у них срабатывает кратковременная память. Образ держится примерно 30 секунд, а потом стирается. Но тогда, когда индивид пытается запомнить какую-либо информацию или картинку (и обязательно удержать эту информацию в голове), он пользуется таким свойством памяти, как запоминание. Именно запоминание включает в себя три стадии, рассмотрим их.

Первая часть – это кодирование

Как это работает? Сначала человек сосредотачивает внимание на образе. В данный момент он полностью игнорирует все лишнее, что окружает его в момент кодирования

Приведем пример. Вам необходимо запомнить таблицу Менделеева. Вы производите заучивание и при этом не смотрите на то, что происходит вокруг вас. Поэтому когда вы попытаетесь воспроизвести цифры из таблицы, то вы без труда это сделаете. Однако при этом вы не вспомните, как в это время под вашими окнами просигналил автомобиль.

Необходимо учитывать, что каждый человек индивидуален, поэтому и информация кодируется у всех людей по-разному.

  • Путем зрительного восприятия. Когда так происходит, то вы просто видите картину во всех подробностях и запоминаете ее, словно фотографируя. Но эйдетическая память очень многим людям несвойственна. Кстати сказать, она еще называется фотографической. Обычно такой памятью обладают высокоинтеллектуальные люди.
  • Путем акустического восприятия. Еще данное восприятие называют фонологическим. Работает просто. Когда человек пытается что-то запомнить, он просто повторяет вслух информацию.

Кратковременная память включает в себя два отсека. Специалисты их называют хранилищами. Каждое хранилище принадлежит различным мозговым структурам. Один отсек считается акустическим и располагается в левом полушарии. В него откладывается багаж знаний, который был получен при помощи слуха. Другой отсек считается зрительно-пространственным и находится в правом полушарии. В нем содержатся знания, которые были получены при помощи зрения.

Долгосрочная память способствует проявлению второй части – это хранение информации. Как мы уже понимаем, долгосрочная память может содержать картины из прошлого, воспоминания детства, юности, какие-либо события и многое другое. И такое складирование информации не имеет границ в отличие от кратковременной памяти.

И третья часть – это воспроизведение. Кратковременные воспоминания на первый взгляд приходят на ум гораздо легче, чем долговременные. Долговременные воспоминания сначала необходимо найти и вывести их наружу, то есть запустить мозговую деятельность. Для этого требуется время. А краткосрочные предполагают запоминание 7 элементов.

Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения

Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.

В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.

Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.

Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:

  • депрессия  —  при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
  • ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
  • психологические травмы —  психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
  • черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.

Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).

Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение  —  мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:

  • подавленное состояние, повышенная тревожность;
  • ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
  • возникает спазм мышц, нарушается координация движений.

Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.

Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:

  • определение объема и длительности хранения полученной информации;
  • исследование основных процессов памяти —  запоминания, сохранения, воспроизведения.

Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:

  • метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
  • тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
  • тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
  • метод Эббингауза (сохранение);
  • процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.

Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов

Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз

В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.

ВЫВОДЫ.

  1. Объем КП для использованных в исследовании одномерных алфавитов варьирует несущественно. Несколько более низкие показатели объема КП для алфавита «пространственная ориентация» могут быть объяснены трудностью усвоения искусственной системы кодирования, выбранной для этого признака.
  2. С увеличением мерности алфавита от одномерного до трехмерного объем КП, выраженный в символах, уменьшается вдвое, объем КП, выраженный в двоичных единицах, напротив, возрастает.
  3. При изменении мерности алфавитов объем КП более близок к инварианту, если измерять его не числом символов (в соответствии с данными Дж. Миллера и П.Б. Невельского), а в двоичных единицах.
  4. избыточность признаков кодового алфавита (т.е. наличие в нем скоррелированных параметров) нецелесообразно, т.к. не способствует увеличению продуктивности запоминания и приводит к незначительному снижению объема КП (в символах и двоичных единицах) по сравнению с одномерными алфавитами.
  5. Критическая длина ряда, при которой достигается максимальный уровень переданной информации, составляет для одномерных алфавитов 5-6 символов, для двумерных — 4 и трехмерных — 3 символа. Но при этом количество переданной информации гораздо выше для многомерных алфавитов.
  6. При оперировании многомерными алфавитами в КП вербальное описание играет вспомогательную роль. Основным средством запоминания является перцептивная организация материала и оперирование зрительными кодами.
  7. В процессе кратковременного запоминания многомерных визуальных стимулов испытуемые не оперируют целостными образами, а вычленяют в структуре многомерных сигналов отдельные параметры. При этом объем КП, измеряемый числом параметров стимулов, подлежащих запоминанию, измеряется числом 7±2, а объем КП, измеряемый числом целостных стимулов, колеблется в пределах 5±2.

Результаты исследования позволяют предположить, что кратковременная память обладает подвижной системой различных кодов: вербальных, зрительных, двигательных, семантических. Преимущественное использование одного из этих кодов при запоминании и сохранении того или иного материала определяется объективными условиями деятельности и индивидуальными особенностями субъектов деятельности. Возможно, что в экстремальных условиях деятельности (жесткий временной режим, большое количество информации на входе) процесс переработки информации осуществляется с использованием различных кодов. Таким образом, различные коды кратковременной памяти могут служить своеобразным «стратегическим резервом» в сложных условиях деятельности. Можно предположить также, что сформированность, гибкость системы кодов кратковременной памяти, возможность быстрого перехода от одного кода к другому (или другим) определяют уровень эффективности функционирования кратковременной памяти и индивидуальные различия в ее характеристиках.

  1. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // В кн.: Инженерная психология. — М.: Прогресс, 1964.
  2. Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // В кн.: Проблемы инженерной психологии. — Л.: Изд. — ЛГУ, 1965. — Вып.3.
  3. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
  4. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. — Душанбе, 1974.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector