Кризис трех лет: симптомы, трудности периода

Содержание:

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Что такое кризис 3-хлет

Давайте определимся, с понятием, кризис. Очень часто, это слово вызывает негативные ассоциации, впечатления. Причем, это не только применимо к ребенку. Кризис в стране, в образовании, также у взрослого человека.

Кризис не проблема — да Барсик

Я предлагаю, в этом слове, кризис, видеть возможность развития, роста. В любом случае это сложный период. Так как, чтобы возникло новое, в нашей жизни, нужно убрать старое. Это переломный момент, поэтому он тяжело переживается детьми, и родителями.

Ребенок меняется и часто родители, не хотят к этому привыкать. Мы хотим, чтобы дети были такими же, нежными, пушистыми, ручными. Но тут, чего-то происходит и ребенок, меняется. Его словно заменили. Закатывает истерики, бьет ножками, возмущается. Заявляет, нет.

Эти проявления, происходят на поверхности. Это психологические изменения ребенка. Что в нем бурлит, ему самому не понятно, страшно в этот момент.

Чтобы понять, пришел ли действительно, кризис трех лет, или проявляются ошибки предыдущего воспитания, давайте введем семь основных понятий. Психологи их называют семь известий.

Так же можно, заменить, что перестает звать себя в третьем лице. Прежде говорил, « — Маша или Коля, собирается играть». То сейчас, « — Я, буду играть».

Признак – своеволие. Ребенок, хочет быть отдельно от взрослого. Совершать, те дела, которые совершают и взрослые, но отдельно. Обычно, у деток это не удается. Они, и за этого очень огорчаются, бывает – плачут.
Упрямство. Как же оно проявляется? Это тот момент, когда ребенок требует свое, не оттого что, он этого хочет, ему действительно этого надо, а затем что он так произнес! Для него значимый момент, я это решил! Может быть, это уже и не актуальная просьба, но он будет до последнего стаять на своем. Со стороны взрослые видят, что это ни адекватно, ни логично

Но для ребенка, очень важно.
Негативизм. Что это такое? Понятно из названия, что ребенок, негативно реагирует на просьбы взрослых

Здесь важный момент, говорить, «нет», потому что он не хочет, а потому что его об этом попросили.

Очень важно, отличать от не послушания. Не послушание, направленно против действия, (не хочет делать что-то)

А, негативизм, направлен конкретно, против взрослого.

Две сестрички

Чтобы мамы не расстраивались, скажу такую важную вещь, что самый важный взрослый, мама. Вот на ней он и упражняется.

Строптивость

Это свойство, похоже на выше перечисленные типы, но более обезличенное. Оно проявляется тем, что малыш играет, теми ценностями, правилами которые были раньше.

Например, вы приходите с улицы, после прогулки, и привыкли идти мыть руки. И вдруг ребенок вам заявляет, что он мыть ручки не будет. Как бы вы его не уговаривали, какие бы доводы не предъявляли. Чадо не хочет выполнять закономерное действие, которое сложилось ранее.

Обесценивание

Это тот момент, когда у малыша проверяется ценность, тех предметов, когда для него они были бесспорны. Ребенок может разломать любимую игрушку, обругать маму, папу.

Девочка играет

Задача, взрослого, в этот момент, четко отчерчивать эти рамки. Допустим, маму бить нельзя. Нужно, повторять раз из раза. Тогда, это пройдет более плавно.

Протест бунт

Из названия понятно, что ребенок воюет, протестует, находиться на гране войны. Проявляется часто в виде сор, истерик, ярких проявлений.

Эти проявления сильно зависят от реакции родителей.  Если у малыша много запретов, «то не делай», «туда не ходи», то энергия действий, заложенная природой. Она накапливается. Из этого выливаются вот такие истерики, бунты.

Деспотизм

Это желание проявить власть. Встать на место взрослого, и командовать. Проявляется, ребенок начинает указывать, что кому делать. Принеси мне то, или это. Принимается возглавлять взрослым.

Выглядит, это так, что страшного в этом ничего нет, и мамы выполняют просьбы. Но со временем, замечают, что дитя руководит, командует.

Проявление вот этих признаков кризиса, очень сильно зависит от действий родителей. Если мы постигаем, что это сложный момент развития ребенка, ему нужна содействие и поддержка. Ребенок изменился, и мы должны приспособиться к этим изменениям, к новому малышу. То кризис будет не так бурно проходить.

Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х лет

Кризисный период может длиться всего нескольких недель, но также может охватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, у которого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанные протестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослых из себя.

В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно для родителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состоянию малыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.

Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не может оценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя в данный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что его поведение комично, в принципе не доступно для такого возраста.

Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические и социальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка:

  • Возбудимость нервной системы малыша
  • Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманием отнестись к негативным всплескам в поведении ребенка
  • Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление к самостоятельности
  • Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжению симптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорирование его истерик и упрямства)
  • Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставание ребенка с близким человеком, переезд и пр.)

Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастных кризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в  это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам

Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года

Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы

Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее

Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости

В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Дайте малышу почувствовать себя самостоятельным

Всегда кризис трех лет у ребенка проявляется возросшей самостоятельностью. Малыш пытается все делать сам, даже не смотря на то, что его возможности далеко не всегда соответствуют его желаниям. Родителям необходимо отнестись с пониманием к подобным стремлениям.

Постарайтесь проявлять больше гибкости в воспитании, не бойтесь несколько расширить обязанности и права крохи, дайте почувствовать ему самостоятельность, конечно, только в разумных пределах, определенные границы, все же, должны существовать. Просите иногда его о помощи или давайте какие-то простые поручения. Если вы видите, что кроха пытается что-то сделать сам, но не может с этим справиться, ненавязчиво помогите ему.

Научитесь справляться с истериками ребенка

В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя. В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы. Ну а подробней о том, как можно справиться с детскими истериками вы можете прочитать в одной из наших статей.

Научитесь отказывать

Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать.

4 ГЛАВНЫХ ПРИЗНАКА КРИЗИСА 3 ЛЕТ

Признак #2:

Есть еще одно выражение, которое напрямую проявляет независимость и волю: «Я сам!».

Поэтому это время проходит под двумя девизами: «Нет!» и «Я сам!».

Безусловно, все это создает для родителей проблемы. Одно дело – покладистый малыш, которого легко уговорить, отвлечь, заболтать, и вдруг родители сталкиваются с тем, что в этой крохе твердый стержень.

Поскольку ребенок только начинает осваивать это поле, «Нет!» и «Я сам!» он часто говорит не по делу, из-за пустяков, без реальной оценки своих возможностей.

Многие родители замечают, что ребенок хочет чего-то, но все равно говорит «нет». Это происходит, потому что потребность в автономии у ребенка сильнее, чем потребность, например, что-то конкретное съесть.

Признак #3:

Во многих семьях общение с ребенком превращается в борьбу, постоянное преодоление бесконечных «нет». Если ребенок сталкивается с сопротивлением, он может очень бурно реагировать, сильно сердиться, драться, кидаться предметами, кусаться.

Купили не тот сок, который он хотел, дали обед не в той тарелке и т. д.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Развитие малыша в 3 года

Трехлетний малыш – уже маленький человек: он достаточно автономен, самостоятельно играет в комнате и со сверстниками в садике, помогает вам застегивать пуговицы на кофточке, завязывать шнурки и застегивать молнию на куртке.

Ребенок в три года уже обладает следующими навыками:

  • умеет ясно излагать свои мысли;
  • имеет обширный словарный запас;
  • легко запоминает новые слова;
  • может начать и поддержать диалог;
  • знает, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо»;
  • знаком с базовым счетом и может назвать цвета одежды;
  • малыш осознает свою половую принадлежность;
  • может слепить поделку, самостоятельно одеться, соединить точки на бумаге линиями, что говорит о сформированной мелкой моторики.

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Это надолго?

Если уж что-либо в поведении ребенка началось, то продолжаться это будет не менее 2-6 недель.

Таковы законы психологического развития. 4-6 недель — нормальный период адаптации к любому внешнему и внутреннему изменению. За это время ребенок может изменить свою поведенческую реакцию и выработать новую. Ожидать этого раньше имеет мало смысла. Если ваш малыш научился плохому слову или стал закатывать истерики, есть вероятность, что при любой, даже самой правильной вашей реакции он будет снова и снова в течение этого времени пробовать вести себя так.

Есть волшебное для родителей слово «жди!». И это один из золотых приемов в кризисный период развития вашего ребенка. Сами мы мало что можем сделать в период кризиса. Почти любое действие прямо сейчас положительного результата не принесет. Но мы можем, вооружившись знаниями, построить правильную стратегию, выждать время, и острые проявления наверняка пройдут.

Обесценивание ценностей

То, что еще вчера было важным, теперь кажется пустяком. Например, мама трехлетнего Саши, который с младенчества обожал книжки, рассказывает, что теперь ее сын даже смотреть на книжки не хочет – все бы ему по площадке носиться. Другой вариант обесценивания – неожиданно грубые слова по отношению ко взрослым: «Ты – дура!».

Неужели к этому тоже нужно относиться как к само собой разумеющемуся и спускать с рук? Конечно, нет. Иначе, через пару лет вы уже не сможете справиться с маленьким сквернословом.

Тактика борьбы

Что касается книжек и прочих любимых занятий, то имеет смысл просто подождать. Возможно, у ребенка сейчас наступил период, когда ему нужно немного отдохнуть от познавательного процесса, потом он непременно к нему вернется.

С грубостью нужно действовать иначе

Во-первых, обратить внимание на свою речь и на речь своих близких. Если ребенок, катая по полу свои машинки, кричит: «Куда прешь, козел?!», вам это ничего не напоминает? Не проскальзывают ли у вас по отношению к ребенку словечки типа «бестолочь», «идиот» и пр.? Если нет, то, во-вторых, объяснить, что в вашей семье так говорить не принято

К бранным словам, «принесенным» из сада или с улицы, отнеситесь так же – не реагируйте на них и спокойно скажите, что интеллигентные люди таких слов не употребляют.

Перепады настроения – главная «фишка»

У нас этот непростой период прошел по всем, если так можно сказать, правилам и признакам, которые описаны в книжках по педагогике и воспитанию.

Перепады настроения в течение всего года – это была главная «фишка»

То Кира представляла собой милейшего ребенка, преисполненного нежности и очарования, то в секунду превращалась в капризулю, лежащую на полу (причем неважно где: дома, в гостях или в магазине) и неистово орущую. И «капризуля» – это крайне мягко сказано (да простят меня родители, которые считают своих детей ангелочками, независимо от их поведения!)

Отрицание — это тоже было про мою дочь. На предложения вместе порисовать, как ей всегда нравилось, посмотреть еще вчера любимый мультик, сходить на детскую площадку, которая пару дней назад была для Киры номером один, или приготовить на ужин такие обычно желанные макароны с котлеткой дочь зачастую отвечала «нет, не хочу/ не буду».

Признаюсь честно, держать себя в руках и вместо криков «Да почему нет-то?!» спокойно выяснять с десятого раза, что именно Кирюшка хочет, было легко не всегда.

Плач и горькие слезы становились постоянными спутниками ситуаций, когда я или муж отказывались сиюминутно выполнить просьбу дочери, а командные слова и предложения с соответствующим тоном звучали из уст трехлетней Киры все чаще.

В период кризиса трех лет Кира часто обижалась на папу, потому что он отказывался сразу же выполнять ее просьбы.
Фото: архив семьи Колосовских

Что наоборот может помочь родителям в преодолении кризиса 3 лет у ребенка?

От родительской поддержки зависит то, насколько безболезненно кроха преодолеет переломный этап в жизни.

Памятка родителям:

Стратегия воспитания должна быть единая для всей семьи. Особенно это касается бабушек, которые жалеют внуков и оставляют их выходки безнаказанными. В итоге, детям не понятно за что их ругают дома мама и папа. Ведь у бабушки они вели себя аналогично и избежали наказания. Родителям стоит выработать модель поведения и строго ее придерживаться. Противоречивость действий, когда мама запрещает, а папа дает добро, сбивают кроху с толку. Если есть четкие правила, что можно делать, а какие действия приведут к наказанию – ребенок будет знать свои рамки.
Расширьте полномочия малышу

Ведь ему так важно почувствовать себя взрослым, независимым и самостоятельным. Совершив покупки в супермаркете, доверьте малышу нести маленький набор продуктов, или передать на кассе деньги продавцу под вашим присмотром

Собираясь на прогулку, пусть он сам выберет себе одежду по сезону. Мелкие поручения в быту, с которым ребенок вполне может справиться, также будут проявлением его самостоятельности.
Придерживайтесь своей позиции до конца. Если вы сказали свое твердое «нет», то не меняйте мнение ни через час, ни через день. Ребенок будет раз за разом проверять рамки дозволенности. Вдруг то, что было раньше под запретом, уже можно? Но вы будьте непоколебимы.
Считайтесь с мнением крохи. Предоставьте ему право выбора там, где это допустимо. Вместо того, чтобы все решать за ребенка, предлагайте на выбор несколько вариантов. Так он учиться искать альтернативу и идти на компромисс, а значит – с малышом можно будет мирно договориться. «Сегодня ты будешь в обед кушать суп!» – вы ставите ребенка перед фактом. «У нас на обед суп и овощное рагу. Что ты выберешь?» – ребенку предоставлено право выбора.
Предложите радужные перспективы для нелюбимых дел малыша. К примеру, ребенок не любит собирать после себя разбросанные по дому игрушки. Заинтересуйте его просмотром любимого мультфильма, если он наведет порядок.
Постоянно хвалите малыша за его успехи и хорошие поступки. Чтобы ни случилось, он не должен сомневаться в вашей любви к нему – это для него жизненно важно. Как можно чаще целуйте и обнимайте кроху.

На протяжении всей жизни по мере взросления ребенок еще не раз переживет кризис определенного возраста, так как кризис трех лет считается отправной точкой на пути становления личности.

Придерживаясь вышеуказанных правил, вы поможете малышу быстрее и без последствий справиться с возрастными трудностями.

Симптомы

Если родители знают о причинах кризиса годовалого малыша, им будет проще понять своего ребенка и сделать переходный период менее травматичным как для себя, так и для малыша. В первую очередь первый возрастной кризис сопровождается гипобулическими реакциями.

Постоянные запреты или физическая недосягаемость до желаемого предмета порождает в ребенка самые негативные эмоции, такие как агрессия и истерика. Подобные вспышки характеризуются следующими симптомами:

  • негативная реакция на любые замечания, сопровождающаяся плачем и капризами;
  • непоследовательное поведение ребенка — как только он получит желаемую игрушку или предмет, тут же бросает ее на пол и требует другую;
  • нарушение режима и плохой сон;
  • желание все делать самостоятельно без помощи папы и мамы;
  • отказ от выполнения привычных действий — например, необходимость сесть на горшок, съесть кашу или почистить зубки теперь
  • вызывает негативные эмоции;
  • ребенок требует к себе повышенного внимания;
  • малыш капризничает по поводу и без такового;
  • возникает страх остаться без мамы.

Нормальны ли откаты назад в развитии ребенка во время кризиса 3 лет?

В этот период часто бывает, что ребенок начинает отказываться делать то, что он умеет. Просит покормить его, хотя давно умеет есть самостоятельно, не хочет одеваться – раздеваться и т. д.

Это может быть связано с каким-то кризисом в жизни ребенка, например, с рождением еще одного ребенка в семье, переездом, сменой воспитателей в детском саду и т. д. Также это может быть связано с какими-то физиологическими моментами (например, после болезни, в период авитаминоза и др.).

В такие моменты важно, чтобы родители не пугались, и эту регрессию когда-то даже поддерживали. Ничего страшного, что ребенок просит помощи, хотя умеет это делать сам

Мы тоже много чего умеем, но нам очень нравится, когда кто-то о нас заботится. Потому что это про чувство безопасности, про утешение, про заботу.

Не надо бояться регрессии. Иногда можно самим одеть ребенка, покормить с ложки, подержать на руках как маленького.

Никакой ребенок не будет продолжать вести себя как маленький больше, чем ему это необходимо. Как только он насытится, наполнится, как только какая-то тревога пройдет, он скажет: «Я сам».

Важно сохранять спокойствие. «Хочешь быть маленьким? Как здорово, ты мой маленький»

Нужно подыграть ребенку.

Дети быстро насыщаются, зато потом становятся еще более самостоятельными и активными.

Ошибки в поведении родителей в этот период

Конечно, ребенка можно очень сильно запугать, и его будет бросать в дрожь от одной мысли попробовать выразить протест. Таким поведением к окончанию кризиса 3 лет можно «сломать» ребенка и его свободную волю.

Дети – это не наша собственность. Мы – только проводники для Души ребенка на начальном этапе путешествия в Мир. Быть таким проводником – огромная радость и ответственность. Не нужно «забивать» ребенка, нужно помогать ему на всех периодах жизни быть самим собой.

Также проблемы могут начаться, если мама демонстрирует ребенку, что когда он сердится и скандалит, она себя  плохо чувствует и страдает. Так можно довести ребенка до невроза, и он будет панически бояться конфликтных ситуаций.

Бабушки, няни и ребенок в кризисе

А вот трепетные бабушки и отстраненные няни чаще всего не справляются с поведением ребенка в кризисе. Если реакция отцов может быть чересчур жесткой, но в целом правильна, то опекающие бабушки и няни нередко ведут себя так, что задачи кризиса не решаются, и ребенок начинает вести себя еще хуже. А если с бабушкой или няней ребенок проводит основную часть дня, то такое поведение может закрепиться и сохраняться не месяцы, а годы.

Няни, умеющие правильно реагировать на сложное поведение ребенка — большое исключение. И вам очень повезло, если ваша няня именно такая.

Еще реже можно встретить бабушку, способную к эмоциональному сдерживанию и не вовлечению в ситуацию на одной длине волны с ребенком. Российские бабушки скорее склонны пойти на поводу и пожалеть. Они считают, что воспитывать и ограничивать — дело и ответственность родителей, а они могут и побаловать. И это действительно так, стиль взаимодействия бабушек с внуками называется «попустительским».

Если ваш малыш вошел в период кризиса, это значит, что ему нужно большее время проводить либо с родителями, либо в детском саду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector