Как отличить деменцию от обычной забывчивости? признаки, на которые важно вовремя обратить внимание

Что такое Расстройство памяти и внимания —

Память — процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты

Внимание — направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания

История вопроса, норма и эволюция

Процесс памяти интересует всех в связи с интересом к способности к обучению и переобучению. Она состоит из явлений накопления, удержания и восприятия новой информации. Эти свойства памяти характерны для всей живой и неживой природы. Память аккумулирована в культуре в предметном мире, на носителях информации, в частности, книгах и компьютерах. Единицей измерения памяти является один бит (8 бит=1 байт), который может содержать информацию 2-х видов: «да»(1) и «нет»(0). Персональные компьютеры начала 21 века содержат информацию, равную 20 Гбайт (1 Гбайт=2^30 байт). В биологическом смысле память делится на кратковременную и долговременную. Долговременная память фиксирована в структуре ДНК, а кратковременная — в структуре РНК. Мозговая организация памяти связана с кругом Папеца. В круг Папеца входит активирующее воздействие ретикулярной формации, миндалин и септума на обратную связь между корой, гиппокампом, гипоталамусом и таламусом. Соответственно, расстройства внимания в основном связаны с ретикулярной формацией, расстройства памяти — с корой, гиппокампом. Нейроналъный «след» в качестве морфологического субстрата представлен аксон-аксонными связями, а также связями между телами нейронов, число которых увеличивается в результате обучения. Нейроморфологический и нейрофункциональный оттиск образа называют энграммой, она может образовываться экстремально в результате мгновенного запечатления (импринтинга). Это явление впервые открыто К. Lorenz, который отметил, что только что родившиеся гусята запечатлевают первый увиденный образ как родительский. У млекопитающих быстрому запечатлению образа ребенка как родного способствует окситоцин, который вырабатывается в результате сжатия шейки матки в последнюю стадию родов. Выделяется сенсорная память, связанная с запечатлением визуальных, тактильных, ольфакторных и аудиальных образов. Кратковременная память транслируется в долговременную, этому способствуют процессы повторения, эмоциональной значимости запоминаемого, а также позиции запоминаемого среди других явлений. Воспроизведению способствует такой психологический феномен, как трансфер, суть которого выражается в том, что воспроизводимое ассоциируется с аналогичным явлением или событием в прошлом. Это означает, что разнообразие форм обучения в детстве способствует более свободному воспроизведению информации в зрелом и позднем возрасте. В биологии также выделяются видовая память, которая существует благодаря передаче отдельных генокомплексов в ходе эволюции, а также генокультуральная память, выраженная мемами — единицами связи между генетическими структурами и результатами их культурального воплощения. Существует особая эйдетическая память, которая позволяет воспроизводить целостно воображаемые ранее образы. Бессознательная память содержит скрытую информацию, которая воспроизводится после преодоления сопротивления и других форм психологической защиты

Считается, что внимание зависит от интереса, навыков внимания и темперамента. Оно обладает устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью и объемом

Нарушение памяти

На патопсихологическом обследовании выявления патологии памяти наиболее важными представляются следующие вопросы:

  • проблема строения мнестической деятельности опосредованного и не опосредованного, произвольного и непроизвольного запоминания;
  • вопрос о динамике мнестического процесса;
  • вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Корсаковский синдром является непосредственным признаком нарушения памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С.Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).

Выявление на патопсихологическом обследовании прогрессирующей амнезии. Нарушение памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.

Нарушение мнестической деятельности

Описанные выше выявляемые патопсихологическим обследованием нарушения памяти носили, в основном, стабильный характер. Хотя степень их выраженности могла меняться, но все же основной радикал этих нарушений (нарушение временной характеристики, амнестическая дезориентировка) оставался стойким.

В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявлениях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8.

Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Патопсихологическое обследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер.

Нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.

Нарушение опосредованной памяти

Память является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов, психическая болезнь. Изменяя эти компоненты, по-разному разрушает и мнестические процессы. Введение операции опосредования улучшает запоминание здоровых людей. Однако у ряда больных, имеющих нарушение памяти фактор опосредования становится помехой.

Таким образом, нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным. В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти.

Характеристика памяти и ее типы

Обращаясь к определению, что такое память отмечают разносторонний характер этого понятия. В физиологическом смысле — это важнейшее свойство нервной системы. Благодаря памяти (на латинском языке memoria), хранящей информацию, происходит воспроизведение прошлого опыта в конкретный момент времени.

Выполняется определенная последовательность процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение (включает непосредственно узнавание, воспоминание, а также собственное припоминание). Виды памяти классифицируют по различным критериям.

По степени участия воли в процессе запоминания:

  • Произвольная. Решается задача запоминания или припоминания нужной информации.
  • Непроизвольная. Запоминание не регулируется конкретной целью.

В зависимости от метода осуществления мнестических действий:

  • Непосредственная. Запоминание происходит путем заучивания.
  • Опосредованная. Предполагает использование для запоминания специальных приемов.

По форме протекания процессов:

  • Эмоциональная (аффективная). Так называемая память «чувств».
  • Моторная (двигательная).
  • Образная. Сохраняющаяся информация представлена в форме образов, передаваемых при помощи органов чувств.
  • Словесно-логическая (вербальная). Сведения, откладывающиеся для запоминания, получают с помощью слов на основе логического анализа.

По ведущему положению:

  • Зрительная память. Происходит сохранение, а затем воспроизведение в нужный момент зрительных образов.
  • Слуховая. Предполагает хорошее запоминание звуков.

По продолжительности запоминания:

  • Ложная. У человека появляются воспоминания о событиях, которых не было.
  • Кратковременная память. При обработке огромного объема информации факты, которые больше не потребуются, забывается.
  • Долговременная. Характеризуется длительным запоминанием.
  • Сенсорная. Информация возникает на доли секунды.
  • Промежуточная. Анализ и сортировка информации мозгом происходит на протяжении какого-то времени, а затем что-то остается на долговременное хранение, а ненужные знания отсеиваются.
  • Оперативная (рабочая). Способность временного хранения и необходимого в конкретный промежуток времени манипулирования информацией.

Аэробика для мозга

Память — это более сложный процесс. У всех людей она разная, кто-то запоминает больше, кто-то меньше. За память отвечают нейронные связи, чем их больше, тем лучше человек запоминает. Только с годами нейронные связи ухудшаются. Сказываются сосудистые, эндокринные болезни, гипертония. И тут, как и с телом, чтобы память была хорошей, мозг нужно тренировать. Мышцы укрепи — аэробика, память — нейробика.

«Специальные упражнения помогут сохранить и улучшить память. Например, если человек — правша, периодически нужно что-то делать левой рукой, можно рассыпать монеты на стол и закрытыми глазами перебирать по номиналу», — рекомендует врач.

Попробуйте писать левой рукой, если вы — правша. Фото: pixabay.com

Мозг должен работать и учиться чему-то новому. Даже смена привычного маршрута из дома до работы укрепляет нейронные связи: меняется картинка — мозг воспринимает все по-другому. Но зарядка для нейронов должна быть регулярной, если выполнять упражнения время от времени, результата не будет. Хорошие тренажеры для мозга — кроссворды, изучение языков. В целом любое обучение чему-то новому укрепляет те самые нейронные связи.

Статья по теме

«Возможности человека безграничны». Психолог – о мечтах и карте желаний

Полезны для памяти определенные продукты: орехи, ягоды, горький шоколад с высоким процентом содержания какао.

Тяжелые нарушения памяти уже требуют серьезного лечения и терпения со стороны родственников. Так как сами пациенты не понимают, что они болеют в силу отсутствия критического восприятия.

Результаты лечения в нашей клинике

  1. Восстановление способности к запоминанию: пациент становится более собранным и сосредоточенным. У него не случаются провалы в воспоминаниях, он перестает забывать, куда положил вещи и что планировал сделать, запоминает новую информацию.
  2. Восстановление способности к воспроизведению: к пациенту возвращается способность быстро вспоминать нужные фрагменты информации — например, адреса, пароли, имена и лица.
  3. Коррекция смежных когнитивных нарушений: у пациента улучшается концентрация внимания, скорость мышления и реакций, речевые функции. Он медленнее утомляется при умственных нагрузках, быстрее обрабатывает информацию, легче подбирает слова в разговоре, лучше ориентируется в пространстве.
  4. Коррекция эмоционального фона: подавленное настроение и тревожно-агрессивный фон уходят. У пациента формируется спокойный жизнерадостный настрой, бодрость и активность, повышается стрессоустойчивость, возвращается интерес к родным и близким, любимым хобби.
  5. Устранение побочных симптомов: к пациенту возвращается здоровый сон и аппетит, он избавляется от  головных болей, головокружения, шума в ушах, галлюцинаций и судорог.

Благо или зло?

Влияют ли гаджеты на мозг и насколько они опасны? Споры на эту тему периодически возникают. Джинна Ивановна считает, что без телефонов, планшетов и компьютеров сегодня не обойтись. Нужно идти в ногу со временем, пользоваться тем, что дают современные технологии, но помнить о мере и не забывать о безопасности.

«Если долго смотреть в гаджеты, переутомляются глаза, а они по большому счету, часть нашего мозга, только снаружи. Соответственно, устает и мозг. Поэтому нужен отдых, необходимо переключиться на что-то другое», — отмечает Джинна Лебедева.

Меньше монитора. Почему для детей вредна длительная работа за компьютером
Подробнее

Почему именно Центр «АКМЕ»

Неврологическое отклонение – тонкая граница разума, при нарушении которой требуется незамедлительно принять меры по её восстановлению. Стоит обратиться именно к нам по нескольким причинам:

· У наших специалистов опыт изучения подобных проблем и положительные результаты их решения.

· Для каждого пациента разрабатывается индивидуальный подход, который позволяет эффективно лечить появившийся недуг.

· Наши методы диагностики позволяют выявить проблему даже на ранних стадиях ее развития.

· Мы несем ответственность за своих пациентов, и стремимся принять все возможные меры для оказания медицинской помощи.

Что такое память?

Память – функция нервной системы, а особенно головного мозга по запоминанию и воспроизведению знаний, навыков. Собственно, это когнитивная функция головного мозга по взаимодействию с этим миром, познавая его.

Память подразделяется на три основных типа – сенсорную, кратковременную и долгосрочную.

  • Сенсорная память – подразумевает под собой совокупность некоторых отделов головного мозга, нейронных проводящих путей и сенсоров, которые принимают, обрабатывают и передают полученный сигнал в кратковременную память. Согласно мнению ученных, весь процесс на этом этапе длится в течение нескольких секунд.
  • Кратковременная память – это как буфер обмена, если вы компьютерщик, то можно выразится что это «оперативная память», которая хранит в себе только насущную, полезную на ближайшее будущее информацию, которую она передает в долговременную память. Весь «мусор» хранится недолго, после чего выбрасывается.
  • Долговременная память – выполняет функции получения, обработки и хранения информации.

Как происходит процесс запоминания

В коре головного мозга присутствует огромной количество нейронов, как считают ученные – миллионы и миллионы. Когда мы через глаза, уши, нос, касания взаимодействуем с окружающим миром, нервный сигнал (импульс) поступает к этим нейронам. Далее, в процессе обработке информации головным мозгом, между нейронами формируется связь. Именно эта обработанная информация, содержащаяся в соединенных между собой нейронах является нашей памятью. Когда связь между нейронами нарушается, человек забывает. Собственно, память, это своего рода нейронная сеть, схожая на «интернет», только в голове

Это очень важно понимать, чтобы осознать причины забывчивости, которая появляется у некоторых людей

Теперь давайте рассмотрим причины плохой памяти, что влияет на функцию запоминания наиболее негативным образом.

Нарушение мышления

Нарушение мышления является одним из наиболее часто встречающихся симптомов при различных психических и неврологических заболеваниях. Патопсихологическим обследованием выявляются чрезвычайно многообразные клинические варианты расстройства мышления. Некоторые из них считаются типичными для той или другой формы болезни.

Выделяют следующие три вида патологии мышления:

1) нарушение операционной стороны мышления,

2) нарушение динамики мышления,

3) нарушение личностного компонента мышления.

Нарушение оперативного мышления

Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности выступает практически как усвоение и использование знаний.

Патопсихологическое обследование мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружили, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам: а) снижение уровня обобщения, б) искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. Нарушение процесса мышления, обозначенное как искажение процесса обобщения, является как бы антиподом снижения уровня обобщения.

Нарушение личностного компонента мышления

В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.

Нарушение динамики мыслительной деятельности

Признание рефлекторной природы мышления означает признание его как процесса. Об этом писал еще И. М. Сеченов, указывая, что мысль имеет определенное начало, течение и конец.

Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.

Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Мышление отражает адекватно объективную действительность, когда сохранна не только его операциональная сторона, но и его динамика. Одной из форм нарушений динамики познавательной деятельности является нарушение саморегуляции.

Нарушение процесса саморегуляции

Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.

Результаты применения методик патопсихологического обследования, направленных на выявление тех или иных характеристик целеобразования психических больных, показывают, что в условиях развертывания процессуальной регуляции мышления наблюдаются специфические особенности его функционирования. Эти особенности являются динамическими.

Во-первых, их проявление зависит от общей иерархии целей при решении задач.

Во-вторых, они отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей.

Значение обследований для заключения врача

Разрешая практические задачи в области психоневрологии, данные патопсихологических обследований могут оказаться полезными и при разрешении теоретических вопросов психиатрии. Данные патопсихологических обследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования, вскрывая их синдромальную структуру. Агнозия, часто трудно распознаваемое психическое состояние.

Почему пропадает память у человека

Чаще всего встречаются возрастные нарушения памяти, обусловленные старением организма. С возрастом многим людям становится тяжелее запоминать новую информацию, снижается способность к обучению и освоению новых навыков.

Возрастные проблемы с памятью приводят к замедлению мыслительной активности и появлению забывчивости. Человеку требуется больше времени, чтобы вспомнить необходимую информацию.

Проблемы с памятью — как называется болезнь

Частыми причинами появления проблем с памятью в пожилом возрасте являются:

  • умеренные когнитивные нарушения;
  • старческая деменция;
  • болезнь Альцгеймера;

Проблемы с памятью, связанные с умеренными когнитивными нарушениями, сопровождаются нарушением кратковременной памяти.

При этом рабочая память не страдает. Пациенты могут выполнять простые вычисления, запоминать и воспроизводить короткие списки предметов.

Следует отметить, что умеренные когнитивные расстройства относят к начальным проявлениям поражения коры головного мозга (чаще всего на фоне хронического нарушения мозгового кровообращения). При отсутствии своевременного лечения умеренные когнитивные нарушения трансформируются в деменцию.

При деменции

Если у человека диагностирована деменция, то кроме проблемы с памятью наблюдаются выраженные когнитивные нарушения и расстройства поведения. Также страдают умственные способности.

Кроме постоянной забывчивости, пациенты испытывают значительные трудности при назывании знакомых предметов, организации и планировании своей повседневной деятельности. Нарушается и исполнительная деятельность (человек не способен самостоятельно оплатить свои счета, приготовить пищу).

На поздних стадиях деменции человек может забывать родных и близких, не понимать где он находится, забывать свой адрес и имя.

При болезни Альцгеймера

Проблемы с памятью при болезни Альцгеймера прогрессируют постепенно. Вначале заболевания пациент сам может осознавать и замечать свои проблемы. По мере прогрессирования болезни человек теряет способности самокритично оценивать свое состояние.

Эта забывчивость по мере прогрессирования болезни часто приводит к тому, что пациенты забывают выключать газ, утюг, воду, закрывать двери.

Также при болезни Альцгеймера теряется способность осваивать новые навыки (пациент не может научиться пользоваться новым телефоном, открывать новый дверной замок).

По мере прогрессирования болезни Альцгеймера проблемы с памятью становятся более выраженными. Пациенты забывают свое имя, адрес, имена и лица близких, события, которые происходили с ними ранее.

Также появляется равнодушие к окружающим, неряшливость, отсутствие ухода за собой, теряется интерес к собственной внешности (пациенты могут ходить с длительно немытыми волосами (неделями), в грязной одежде. Постепенно полностью теряется способность к самообслуживанию.

При болезни Паркинсона

Если у человека диагностирована болезнь Паркинсона, на первый план выходят двигательные расстройства. Нарушается координация движений, появляется шаткость походки, повышается тонус мышц. Характерным симптомом является дрожание пальцев, напоминающее «пересчет монет» или «перекатывание бусин».

Поскольку для болезни Паркинсона не характерны интеллектуальные нарушения и грубые проблемы с памятью, при наличии у пациента этих симптомов следует заподозрить наличие деменции (старческой, альцгеймеровской).

При рассеянном склерозе

Проблемы с памятью при рассеянном склерозе сочетается с:

  • снижением интеллекта;
  • изменением поведения;
  • депрессивными состояниями;
  • тремором и парезам конечностей;
  • нарушением поверхностной и глубокой чувствительности;
  • появления симптомов слабоумия;
  • параличами черепных нервов (чаще всего поражаются глазодвигательный, тройничный, лицевой и подъязычный нерв);
  • нистагмом (ритмичные горизонтальные колебания глазного яблока);
  • недержанием мочи;
  • эректильными дисфункциями.

Профилактика снижения памяти

Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память:

Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин;
Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток

Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается;
Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью;
Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться

Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу.

Девушка читает на природе

Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга:

Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение. Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации;
«Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться;
Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму

Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни;
Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой

Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку;
Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд. Например, имя собеседника может быть похоже на имя актера.

Упражнения могут выполнять взрослые и молодые люди. Для детей желательно превратить их в игру, например, предложить ребенку с закрытыми глазами съесть яблоко, вместе выучить стишок.

Обратите внимание! Иногда человек не может запомнить что-либо не потому, что у него плохая память, а потому, что это ему не интересно. Нужно вспомнить, как запоминается информация, связанная с любимым занятием

Если в голове сразу всплывет множество терминов, фраз и тонкостей, серьезных проблем с памятью нет. Это также касается детей: маленький ребенок не будет делать то, что ему не нравится.

Профилактика

Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств.

Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию. Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда. Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки.

https://youtube.com/watch?v=yj2A57269nQ

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Проявления проблем с памятью

Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.

Проблемы с памятью бывают разных характеров:

  • временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
  • постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.

Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:

  • сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
  • регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
  • сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
  • потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
  • неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
  • забывчивость в повседневных делах;
  • значительные трудности с усвоением новой информации.

К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:

  • невнимательность;
  • замедленность восприятия;
  • проблемы с концентрацией.

Виды амнезии

Ретроградная. Это потеря воспоминаний, произошедших до повреждения мозга. Например, при сотрясении мозга и даже переломах, человек может потерять какой-то отрывок из жизни. Причем этот отрывок охватывает от нескольких часов до нескольких лет. При ретроградной амнезии воспоминания постепенно восстанавливаются — от самых далеких к самым близким к травме.

Антеградная. Обратная ретроградной, то есть человек забывает события, которые происходили после получения травмы. При этом предыдущие воспоминания сохраняются. Этот вид амнезии довольно редкий, также он может быть спровоцирован приемом специфических препаратов.

Фиксационная. При таком виде забываются текущие и совсем недавние события. Человек хорошо помнит прошлые события, однако у него возникают трудности в воспроизведении того, что произошло 5 минут назад. Он теряет нить разговора, потому что может забыть вопрос спустя несколько минут. Фиксационная амнезия может возникать вследствие травм мозга или интоксикации организма, а также при дефиците витамина B1.

Прогрессирующая. При такой амнезии не запоминаются новые события или они путаются с предыдущими. Возникает при опухолях мозга и травмах, а также наблюдается при старческом слабоумии — деменции.

Регрессирующая. Это вид амнезии, при котором воспоминания постепенно возвращаются. Так происходит после операций, проведенных под наркозом, после сотрясений мозга и даже в результате стресса.

Транзиторная глобальная. Это отключение памяти на некоторый период — от получаса до целого дня. Также может сочетаться с ретроградной амнезией. При этом происходит дезориентация в пространстве и времени. Возникает при закупорке сосудов головного мозга — ишемии, а также после эпилептического припадка или мигрени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector